Современный западный мир во многом сформирован Реформацией: начиная с идей о том, что такое человек, общество и государство и заканчивая до сих пор работающими социальными институтами.
Многие из этих институтов заимствовала и Россия; ряд западных явлений присущ и нам. Итак, что из того, что кажется нам привычным и само собой разумеющимся, принесла всем нам Реформация?
Социально-психологические явления:
1. Индивидуализм. На смену идее коллективного спасения и человека как части общины пришла уверенность в личной ответственности каждой личности перед Богом. Общинные связи, начиная с церковных, автоматически стали менее важными, поскольку дело спасения для человека остается индивидуальным.
2. Культ самоанализа. Цвингли считал рациональное познание очень полезным – человек «структурирует» себя и ищет причинно-следственные связи в своем поведении так же, как он это делает, исследуя внешний мир. Чем более ясно и трезво человек смотрит на себя, тем больше его разум свободен от заблуждений, а душа успешнее «ускользает от дьявола» — тем, соответственно, человек ближе к Христу. Пуритане привыкали внимательно следить за своей жизнью и постоянно задавать себе вопросы о причинах своего поведения и малейших движений души, занимая при этом отстраненную исследовательскую позицию. Эта традиция перешла, в частности, в англоязычную литературу, а впоследствии сформировала западную психологию и психоанализ.
Социально-политические явления:
3. Расизм. Европейские и американские колонизаторы заимствовали из кальвинизма идею избранных и отверженных и применили ее к покоряемым народам. Буржуазия перенесла эту идею и на социальные отношения, причем не только на практическом, но и на теоретическом уровне, что видно по высказываниям английских экономистов и политиков: Д. Рикардо (18 в.) говоpит о «pасе pабочих», а Б. Дизpаэли (19 в.) — о «pасе богатых» и «pасе бедных».
4. Отделение церкви от государства. Эта идея, как ни парадоксально, развиваясь у новоанглийских пуритан, предполагала также и взаимный процесс – автономию государства от церкви и ее правил (в том числе – и правил моральных). Пуританские мыслители в Новой Англии сформулировали принцип: государство – это одна из корпораций; его задача – уравновешивать интересы общества; соответственно, государство ответственно перед обществом – собранием различных корпораций. Поскольку государство выстраивает баланс, оно как арбитр свободно от внутренних правил любых других корпораций, в том числе и церкви.
5. Свобода совести. В 1644 г. английские баптисты впервые провозгласили этот принцип, обосновав его правом каждой личности самостоятельно искать Бога.
Институты:
6. Современное государство и гражданское общество. Во-первых, в результате Реформации появилось представление о том, что, поскольку от каждого Бог ждет свободного принятия спасения, то все люди равны перед Богом. Соответственно, деление на сословия не имеет значения, а неправедную власть можно и даже нужно сменить (отсюда – революции в Нидерландах и Англии).
Во-вторых, государство стало проводником интересов групп. Еще в 16 в. французские и английские кальвинисты заявили, что «народ – причина существования государя». Из этого тезиса следует в том числе и то, что правитель должен руководствоваться не ценностями, а интересами тех, кто представляет «народ» — в трактовке французских кальвинистов-гугенотов это только дворянство и буржуазия.
В-третьих, государство становится обезличенной системой, воплощенной не в монархе, а в группе из «сообщества верных». Только знатные и богатые могут быть авторами перемен в государстве (поэтому участники Крестьянской войны в Германии навлекли на себя проклятия Лютера, а упомянутые выше революции, костяком которых была буржуазия, считались делом богоугодным).
В-четвертых, главной задачей государства становится функция усмирителя злой человеческой природы, арбитра между враждующими между собой индивидами и группами, который не провозглашает божественную волю, как монарх, а приводит всех к общественному договору, т.е. к взаимно признанным границам.
7. Современная армия. Выдающийся голландский полководец-протестант Мориц Оранский еще в 16 в. совместил протестантскую внутреннюю дисциплину с опытом древнеримского войска. В итоге в европейской армии появилось строевое обучение: шаг в ногу, команда «смирно» и другие строевые команды, ружейные приемы и т.п. Суровая внестроевая дисциплина (запрет на пьянство и азартные игры), как и система прописанных дисциплинарных взысканий за служебные провинности, появилась именно в протестантских армиях.
Офицеры, ранее бывшие только первыми бойцами своей роты, стали главными воспитателями солдат и знатоками «строя». От офицеров Мориц Оранский требовал не только храбрости, но и хорошего образования: знания латыни, чтобы изучать древнеримское боевое искусство, математики и техники, чтобы возводить и оборонять свои крепости и брать вражеские.
Первая обязательная униформа в европейской армии возникла в армии Оливера Кромвеля (первая половина 17 в.) – красные кафтаны продержались в английской армии два века.
8. Современная экономика – появление капитализма. Во-первых, Реформация сделала предпринимательство уважаемой профессией. До Лютера и Кальвина предпринимательство было терпимо, но «едва ли будет угодно Богу» (Deo placer vix potest). Однако Лютер, переводя Библию на немецкий язык, применил слово Beruf, т.е. профессия или призвание. Раньше слово «профессия» обозначало миссию священника, а в светской литературе не употреблялось ни в каком языке. Одним из наиболее почетных «призваний» стало предпринимательство: умножение капитала стало восприниматься как деятельность рачительных управляющих на службе у Бога. Бережливость и умение разумно распоряжаться деньгами стали добродетелями. Купечество стало считаться могущественной силой, воплощавшей волю Бога и, соответственно, мощь страны (как ранее рыцарство).
Во-вторых, после Реформации зародились инструменты нынешнего финансового мира. Так, в Голландии в XVII в. была изобретена новая форма собственности на капитал — акция (actie), эмиссионная бумага, закрепляющая право ее владельца на часть прибыли компании. Тогда же появились и игры на бирже – в связи с тем, что стоимость акций менялась каждый день, и влиял на это больше азарт игроков, чем воздействие экономических факторов. Во время т.н. «тюльпановой лихорадки» в Нидерландах в 1634-1635 гг. стала применяться фьючерсная торговля.
9. Фермерство. Земледелие, в соответствии с ветхозаветной традицией, считалось богоугодным и почетным трудом. В 17 в. в Англии крестьяне-протестанты нашли в фермерстве способ совместить земледелие и предпринимательство – фермерство. В США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии фермерство возникло в 18-19 вв. в результате колонизации как свободных, так и захваченных у местного населения земель. Фермерские хозяйства буров (голландцев-кальвинистов) в Южной Африке были основой их республик.
10. Современная наука. Протестантский рационализм, опора на опыт и на испытывающий все разум в 17 в. заложил основы европейской науки как большого института. Организация науки (сеть центров и лабораторий) была заимствована из церковной организации (коллегии, комиссии и комитеты). Собрания ученых стали называться «конференциями» по аналогии с одноименными пуританскими собраниями, где были выступления с докладами и их обсуждение.
11. Общеобразовательная школа. Лютер одним из первых в Европе предложил проект всеобщего образования и настаивал, что христиане должны отдавать своих детей в школу, потому что иначе не вырастить разумных людей и верных христиан. В «протестантской» части Германии и в штате Массачусетс в Новой Англии школьное образование для всех сословий стало обязательным.
12. Интернациональные организации. Кальвинистские церкви были первыми в Европе интернациональными организациями, устройство которых заимствовали торговые компании и политические партии: существует базовая ячейка, управляемая группой выборных лиц; ячейки объединяются в ассоциации, представители ассоциаций входят в общий управленческий орган, регулярно собирающийся на съезд или собор, чтобы решить стратегические вопросы.
13. Современная благотворительность. Протестанты принципиально по-новому организовали благотворительность – ими были созданы благотворительные фонды (так, первые общественные кассы для помощи бедным были созданы в Германии по распоряжению Лютера). В 1865 г. в Лондоне появилась новая протестантская деноминация, она же и международная благотворительная организация – Армия Спасения.
14. Идея социальной реабилитации. Протестантская благотворительность исходила из убеждения, что, поскольку каждый человек призван быть управляющим Бога, а церковь как корпорация «верных» ему в этом помогает, то необходимо заботиться о том, чтобы все члены общины были максимально эффективными управляющими. Человек, ведущий себя ненормативно (нищий, алкоголик), не выполняет своего призвания. Его необходимо «привести в норму», помочь вернуться к исполнению своего долга. Исходя из этой идеи, уже в середине 16 века в Англии появились работные дома – исправительно-трудовые учреждения для нищих и мелких преступников. В первой половине 18 в. в Америке появляются первые реабилитационные центры для алкоголиков
15. Комиссии и комитеты. Возникли в лютеранских и кальвинистских церквях как отдельные группы, которые занимались какой-либо сферой церковного служения (благотворительностью, просветительством и т.п.).