30 июля во Владивостоке финишировали участники велопробега «Россия и мир без сирот», ставшего без преувеличения самой масштабной на постсоветском пространстве акцией в поддержку усыновления детей, оставшихся без попечения родителей. О промежуточных итогах, победах и переживаниях, планах и перспективах нам рассказал Иван Иклюшин, руководитель Альянса инициатив «Россия без сирот».
— Во Владивостоке на днях закончился российский этап кругосветного велопробега бывших беспризорников «Россия и мир без сирот», который проводился под эгидой вашего Альянса «Россия без сирот». Каковы его основные итоги на данный момент?
— Это для вас он закончился! А для нас закончилась лишь сама дистанция и все публичные мероприятия. Еще как минимум две недели займет возвращение команды и техники на исходные позиции, рассылка благодарностей, подведение итогов. И, конечно, я очень жду момента, когда мы выпустим финальный отчетный релиз о российском участке. Итоги на данные момент такие: более 13 000 километров по России, более 300 публичных мероприятий, пресс-конференций и т.д., более 150 телевизионных сюжетов и сообщений в прессе, более ста местных и региональных организационных комитетов, которые работали с нами, важно, что без потерь. Главная радость в том, что уже сегодня по домам хороших людей бегают буквально сотни деток, попавших в семью с нашей помощью. Но завершенности мы пока не чувствуем. Чувствуем, что вспахали борозду, семя бросили. Теперь нужно возделывать, пропалывать, расширять этот сад.
— Куда и когда дальше направится Геннадий Мохненко со своей командой?
— Геннадий Викторович не сидит на месте. За зиму у них будет как минимум Африка, какая-нибудь высота. А на следующее лето — Соединенные Штаты Америки. Довольно безумный маршрут там. Предлагаю найти Геннадия Мохненко в социальных сетях и ознакомиться. Безумные Христа ради! Для нас большая честь быть соратниками с такими людьми. Они помогают поднять собственные стандарты, требования к себе. И это полезно.
— Насколько сильно украинский вооруженный конфликт повлиял на организацию велотура?
— Я бы сказал, что в этом году пробег проходил на фоне гражданской войны на Украине. Именно так. Он был на фоне. Общими усилиями мы не позволили себе вывести конфликт на более высокие позиции. Повлиять ему не удалось, но определенное напряжение в связи с этим, особенно во время подготовки, конечно, было. Очень много людей советовало отложить проект. И мне и Геннадию. Я восхищен мужеством и выдержкой всей команды. Они дважды герои, конечно.
— С момента вашего учредительного собрания прошло 3,5 года. К каким результатам пришли члены самого Альянса? Сколько человек и организаций, в том числе религиозных, объединились к настоящему времени в Альянсе? И, самое главное, сколько детей было усыновлено за это время с вашей помощью?
— Вы знаете, мы как-то упустили формальную сторону Альянса. Концентрировались на том, чтобы шло реальное движение. Мы объединяли людей не вокруг Альянса, а вокруг конкретных мероприятий и самого видения. Но для дела это оказалось очень полезно! Без преувеличения могу сказать, что за это время вокруг «России без сирот» объединились несколько тысяч человек и более двух тысяч организаций. В том числе и церквей, конечно. Сколько детей было усыновлено, сказать сложно. Я не сторонник присваивать такие вещи. Очень часто наши мероприятия или медиа-материалы становились финальной точкой в принятии этого важного решения. А реально трудиться над результатом могло несколько человек и организаций. Нередко мы также видели в глазах аудитории слезы изумления, открывали для них совершенно новую грань жизни. Если говорить об усыновленных детях, к судьбам которых мы причастны, то это, конечно, уже несколько тысяч детей.
Подумайте, например, в прошлом году Иркутская область занимала прочное первое место в России по количеству детей в интернатах. Там их было более восьми тысяч. Мы навели в этом регионе нешуточное движение. Зажглись люди, лидеры… За год число таких детей сократилось на 3000!!! Это не просто число сирот, принятых в семью. Это понижающий тренд статистики. То есть реальных детей еще больше!
Только что я отвечал на письмо женщины из Красноярского края, она жаловалась, что на девочку, которую она хотела удочерить, стоит очередь, и она в этой очереди номер сорок! За год работы инициативы «Красноярье без сирот» количество желающих принять ребенка удвоилось! Вот это наша реальность.
И последнее об итогах. Вернитесь на 3,5 года назад в своей памяти. Разве был такой ажиотаж вокруг самой идеи «Россия без сирот»? Сегодня это важнейший приоритет социальной политики государства и бесспорный приоритет социального служения Церкви. Мы наблюдаем чудо рождения новой России. Той страны, где усыновление является неотъемлемой частью культуры. Это скажется и на многих других аспектах нашей жизни.
— С какими проблемами и трудностями больше всего сталкивается человек, желающий усыновить ребенка? И может ли Альянс «Россия без сирот» помочь ему чем-то?
— Трудности на пути к усыновлению — это цветочки. Но мы готовы на самом первом этапе помочь грамотной консультацией. И это поможет избежать многих трудностей. На нашем сайте есть номер открытой линии — 8-800-555-86-39. Звонок бесплатный. Сразу скажу, я убежден, что подавляющему большинству кандидатов не стоит брать детей прямо сейчас. Но двигаться к этому можно и нужно. Школа приемных родителей направлена на то, чтобы помочь человеку определиться, где он в системе координат. Такую школу мы рекомендуем закончить всем и каждому. С помощью участников нашего Альянса школу приемных родителей можно пройти даже удаленно.
Мы видим своим приоритетом помощь в организации сети поддержки для приемных семей в каждом регионе. Это такие команды, которые объединят специалистов, опытных приемных родителей, священнослужителей, волонтеров и представителей государственных служб. Вот это действительно важно. И сложно.
— Ваш Альянс в свое время обратился к председателю комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елене Мизулиной с просьбой защитить право детей-инвалидов на усыновление гражданами США. В каком состоянии сейчас находится решение этой проблемы ввиду нынешнего обострения отношений между Россией и США?
— Нынешнее обострение к делу отношения не имеет. Елена Мизулина на следующий день после нашего совместного с членом ОПРФ Сергеем Васильевичем Ряховским обращения написала Владимиру Путину. Выступила с инициативой не запрещать усыновление инвалидов. Это не имело действия. И, конечно, объяснимо… Поэтому мы считаем, что на власть имущих, на людях, которые за них голосовали, на всех нас лежит ответственность найти семьи для детей с особыми нуждами. Поддержать родителей детей-инвалидов, чтобы они не бросали детей в страхе, что не справятся с нагрузкой.
В рамках нашего велоэкшена участники команды обращали особое внимание на устройство детей с серьезными проблемами по здоровью. Например, абсолютно всю дистанцию с нами прошли два парня с позитивным статусом ВИЧ. Их одними из первых в стране усыновили чудесные люди. Евгений Исаев, их приемный отец, ехал с детьми и рассказывал историю их семьи. Как результат — в шести регионах по ходу следования зафиксированы первые в их истории случаи усыновления ВИЧ-позитивных детей.
К примеру, мой приемный сын был лишь вторым за всю историю усыновленным ребенком из своего учреждения. У него тоже есть небольшие проблемы. Но с той поры, как мы его забрали, из этой самой школы-интерната только за первые шесть месяцев забрали шесть детей. Это в шесть раз больше, чем за двадцать лет! Верю, что мы найдем семьи для детей-инвалидов в нашей стране.
— В какой стадии находится разрабатываемая вашим Альянсом Концепция «Министерства семьи»? Какие очертания она принимает, когда увидит свет?
— Наше (не государственное) «Министерство семьи» сегодня — это концепция, которую мы предлагаем обсудить. В сентябре мы откроем специальный портал по адресу министерствосемьи.рф, где заинтересованные люди смогут внести свою лепту, дополнить проект, подвергнуть критической оценке. Мы считаем это наиважнейшим моментом. Сегодня у Концепции около ста пятидесяти авторов из числа участников Всероссийской Рабочей конференции, которую мы проводили в прошлом году. Мы хотим, чтобы авторов было тысяча или полторы. Мы готовы учесть здравые мысли. Мы нуждаемся в них.
Скорее всего, в ноябре мы хотим провести такой довольно узкий форум, который утвердит окончательный текст концепции. После этого мы представим ее для оценки в профильные министерства, высшему руководству страны и на портале Российской общественной инициативы.
Мы верим в этот проект. В его необходимость. И очень хотим начать пилотный эксперимент уже в следующем году.
— Какое общее мероприятие или конференция планируется Альянсом в ближайшее время?
— Ближайшее наше мероприятие пройдет в апреле 2015 года почти одновременно в пяти частях нашей Родины. Оно будет называться Всероссийский конгресс «Вместе ради семьи и ребенка» и будет посвящено созданию вспомогательной среды для семьи и ребенка в кризисе. Невероятно важно и, конечно, возможно помочь семьям не распадаться, помочь приемным семьям стать участниками воссоединения семей кровных. Для этого нужно объединиться, увидеть друг друга частью большой многогранной команды. Вот об этом и Конгресс. Сейчас мы принимаем заявки из Западной части России, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока от инициативных групп, желающих провести у себя одно из опорных мероприятий Конгресса. Это очень интересно и захватывающе. Не менее, как выяснилось, чем велопробег.
Беседовал Константин Зорин