Страшилки о наркотиках ходят уже давно, поэтому необходимо весьма тщательно анализировать новые данные об их употреблении. Тем не менее, недавние доклады предполагают, что употребление курительного или крэк-кокаина опять растет.
Крэк появился в Северной и Южной Америке в конце 1970-х годов как относительно дешевая и легкая для перевозки форма кокаина, которую проще распространять, чем его порошковую разновидность. Вскоре это привело к его широкому употреблению, которое даже называли «эпидемией», особенно в США.
Сторонники реформы антинаркотического закона в США давно подчеркивали неравномерное применение наказания в отношении крэка и порошкового кокаина. Согласно «Правилу 100-1», действовавшему до принятия Акта о справедливом приговоре в 2010 году, владение одним граммом крэка в Америке приравнивалось к 100г. порошкового кокаина. Поскольку употребление крэка в основном ассоциировалось с чернокожим населением и городской беднотой, а порошка — с более состоятельным белым средним классом, эта политика стала символом расизма в «войне с наркотиками», приведя к сильному преобладанию количества афроамериканцев в тюрьмах США.
К концу 1980-х годов крэк также стали употреблять в Великобритании, а в 2002 году британское правительство наконец достаточно сильно этим обеспокоилось, чтобы разработать национальную стратегию по борьбе с употреблением крэка. Теперь же после относительного спада распространения этого наркотика, он возвращается.
Что такое крэк?
Физическое и психологическое воздействие крэка схоже с порошковым кокаином — обычным порошком гидрохлорида кокаина, который в основном употребляют, вдыхая через нос. Говоря химическим языком, крэк — это свободное (не-солянокислое) основание кокаина, которое является достаточно летучим, чтобы его раскуривать, хотя большинство наркоманов в Англии и Уэльсе сейчас вводят его шприцем.
Обе формы кокаина являются стимулирующим веществом, погружая человека в одинаковое состояние «кайфа». Однако крэк действует сильнее, чем порошковый кокаин, из-за незамедлительного эффекта, длительности и величины реакции, а также средней частоты и количества употребления. Долговременное употребление кокаина в любых формах вызывает серьезные проблемы: они связаны с неврологическими и психоневрологическими изменениями, а также с вредом для сердца и легких.
Риск зависимости среди употребляющих крэк-кокаин также в два-три раза выше, чем среди тех, кто использует порошковый кокаин.
Цена и доступность
Наряду с основными тенденциями и модой на наркотики, цена, чистота и доступность с течением времени стали самыми важными факторами их употребления. С 2007 года стоимость крэка не только упала на 13%, но теперь его стало еще легче достать. Появились также новые маршруты его распространения в Великобритании: центральные городские банды развозят крэк по прибрежным и сельским районам вдоль так называемых «границ округов». Министерство внутренних дел Великобритании сообщило, что на данный момент количество конфискованных партий крэка в стране достигло самой высокой отметки с 2008 года, хотя вес этих поставок с 2015-16-х годов снизился.
Смерть от кокаина VS. чистота крэка
Национальное агентство Великобритании по борьбе с преступностью и Управление национальной статистики обычно недооценивает употребление таких наркотиков, как героин и крэк, однако статистическое моделирование предполагает, что количество человек, употребляющих крэк в Англии возросло на 10%, причем оно поднялось с 166 640 человек в 2010-11 годах до 182 828 к 2014-15 году.
Снижение в цене, увеличение доступности и повышение употребления также сопровождались тем, что крэк становился все более чистым, что повлияло на количество смертельных исходов, связанных с передозировкой.
Судмедэксперты очень редко называют крэк причиной смерти, поскольку при оценке токсичности вещества они не различают формы кокаина. Однако смерть от кокаина в Англии и Уэльсе выросла с 320 человек в 2015 году до 371 в 2016 году. Управление национальной статистики заявило, что с 2016 года на всех уровнях было отмечено значительное увеличение чистоты как крэка, так и порошкового кокаина, что может отчасти объяснить рост жертв.
Лечение
Еще одна тенденция, указывающая на увеличение употребления крэка, — это данные по лечению. Средний возраст проходящих лечение наркоманов, употреблявших крэк, составляет 35 лет. Однако в этом году было отмечено 30% повышение количества молодых людей в возрасте до 25 лет, которые приходят в клиники с зависимостью от крэка. Прошло около десяти лет с тех пор как было зафиксировано повышение пациентов этой возрастной группы, обращающихся за лечением зависимости именно от этой разновидности наркотических веществ.
Пока нет лекарства, которое может облегчить и уменьшить зависимость людей от крэка. Около 41% обратившихся в реабилитационные центры в Англии и Уэльсе, сообщают об употреблении как опиоидов, так и крэка, что представляет собой дополнительную проблему.
В общем, пересмотр доказательств предполагает, что психо-социальное вмешательство (поведенческие и «разговорные» терапии») для зависимых от кокаина может помочь людям поддерживать контакт с реабилитационными учреждениями, но необязательно приводит к сокращению использования кокаина (крэка). Один из подходов, под названием ситуационное воздействие, предоставляет систему стимулов (таких как ваучеры, трудовая занятость или послабление частоты посещения клиники), чтобы сделать воздержание от наркотиков более привлекательным. Этот метод является обещающим, однако остаются вопросы касательно долговременности последствий подобного лечения.
Почему крэк вернулся?
Как показали различные этнографические исследования, крэк в течение десятилетий являлся частью городской жизни. Учитывая повышение уровня безработицы среди молодежи и сокращение социальных и прочих услуг под предлогом государственной экономии, участие в подпольной торговле стало единственной возможностью для заработка, доступной для тех, кто иначе еле-еле сводил концы с концами. В конечном счете, неравенство между богатыми и бедными негативно влияет на людей, зависимых от наркотиков.
На быстро развивающемся рынке наркотиков населению никак не помогает и не защищает нынешний паралич антинаркотической политики и медицинских услуг. По обе стороны Атлантического океана пора признать, что сокращение бюджета на борьбу с наркотиками приводит к определенным последствиям.
Авторы:
- Ian Hamilton
Lecturer in mental health and addiction, University of York
- Harry Sumnall
Professor in Substance Use, Liverpool John Moores University - Mark Monaghan
Lecturer in Crimimology and Social Policy, Loughborough University
Источник: The Conversation