Доклад Палаты Лордов отметил использование детей в качестве шпионов в тайных операциях против террористических организаций, банд и наркодилеров. Подобная противоречивая практика, принятая британской полицией и службой разведки, привлекла внимание коллег, когда МВД Великобритании предложило увеличить от одного до четырех месяцев тот временной промежуток, в течении которого лицо до 18 лет может быть использовано в качестве тайного осведомителя разведки.
Премьер-министр Тереза Мэй настояла, чтобы разведка использовала несовершеннолетних информаторов только «в крайне необходимых» ситуациях и в соответствии с «очень строгими законными рамками». На данный момент нет официальной информации о том, сколько детей участвовало в подобных операциях.
Мэй привела в пример использование детей для предотвращения разборок в бандах, а также в операциях, направленных на остановку локальной наркоторговли, поскольку дети часто привлекаются для транспортировки наркотиков по округам. Хотя закон предписывает оценивать риск психологического стресса и физического ущерба для ребенка прежде чем использовать его в качестве информатора, нет достаточно доказательств или данных о том, как проводится подобная оценка.
Считается, что дети очень полезны для операций под прикрытием, потому что зачастую они вызывают меньше подозрений. Ребенка могут использовать для сбора информации и деталей о незаконной деятельности.
Однако собранная информация может оказаться малополезной. По словам детского психолога, Джин Пиэйджет (Jean Piaget), обработка логических умозаключений и развитие долговременной памяти начинается в возрасте от 12 до 18 лет. Несмотря на недавние доказательства того, что дети могут точно вспоминать события с очень маленького возраста, эта способность не всегда применяется на практике. Достаточно часто встречаются неточные отчеты. Исследователь из университета Сиднея, Селин ван Голд (Celine van Golde), подчеркнула, что дети могут предоставлять неточную информацию в зависимости от тона интервью или того, как поставлен вопрос.
Дети младшего возраста могут предоставлять неточную информацию агентам службы правопорядка на основании того, что по их мнению, взрослые хотят услышать. При этом ребенок необязательно владеет такими же навыками вербальной коммуникации, как взрослый. Во время пересказа может быть потеряна значимая информация и ньюансы. Информация, предоставленная детьми, может оказаться непоследовательной или неполной.
А если люди, за которыми шпионит ребенок, начнут это подозревать, маленький шпион, не обладающий особыми когнитивными навыками или специализированной подготовкой, может не распознать, когда ему «скармливают» ложную информацию. Это не только подвергает ребенка значительному риску, но и несет опасные последствия для уголовного расследования или спецоперации.
Для операций под прикрытием важно качество и точность информации, на основании которой можно производить немедленные действия спецподразделений. У ребенка нет развитых когнитивных навыков, чтобы вспоминать или собирать именно ту специализированную информацию, которая пригодится для расследования. Поэтому, если дети могут предоставлять только общую информацию, стоит ли рисковать для этого их безопасностью?
Использование детей для шпионажа является неприемлемым с моральной точки зрения, даже если была проведена оценка рисков. Когда мы используем несовершеннолетних, чтобы следить за преступными или террористическими организациями, мы только увеличиваем уже причиненный вред. Если невозможно уговорить правительство пересмотреть свой моральный долг по защите детей, мы можем по крайней мере указать на практические недостатки подобного их использования.
Авторы:
- Michelle Jones
Post Doctoral Research Assistant, Anglia Ruskin University
- Dustin Johnson
Research Officer, Roméo Dallaire Child Soldiers Initiative, Dalhousie University
Источник: The Conversation