В ходе известного эксперимента 1982 года ученые добились поразительных результатов, тренируя студента с помощью программы для улучшения памяти. После 44 недель практики студент под кодовым ником SF расширил свою способность запоминать от 7 цифр до 82.
Данное исследование положило начало для когнитивных тренировок, направленных на понимание того, как практика в сферах, варьирующихся от музыки до шахмат и собирания мозаики влияет на наш интеллект. Каково же состояние этого исследования 35 лет спустя — обнаружили ли ученые какие-либо гарантированные способы сделать нас умнее? Мы проанализировали имеющиеся доказательства, чтобы это выяснить.
Тема когнитивных тренировок все еще вызывает много противоречий, поскольку ученые придерживаются весьма противоположных мнений касательно их эффективности. Для воодушевленных заявлений о влиянии программ когнитивной тренировки обычно достаточно одного единственного эксперимента с положительными результатами.
Намного меньше внимания обращается на исследования с негативными результатами. Этот феномен достаточно распространен во многих областях социальных и биологических наук, зачастую предоставляя весьма однобокий взгляд на определенную область исследования. Вот почему систематический анализ, подобный нашему, необходим для исключения риска подобной предвзятости.
Объяснение противоречивых доказательств
В новой работе, опубликованной в журнале Current Directions in Psychological Science мы сопоставили, что говорят отчеты о нескольких программах когнитивных тренировок. Основным методом, который применялся в ходе работы, был мета-анализ, представляющий собой ряд статистических техник для оценки истинного общего эффекта лечения.
Начнем с музыки: считается, что у профессиональных музыкантов превосходная память на музыкальный материал (ноты на нотном стане). Примечательно, что музыкальные эксперты превосходно запоминают даже тот материал, который не несет никакого смысла (случайные ноты). Таким же образом музыкальные навыки предполагают способность различать частоту звуков как отдельно, так и в аккорде.
Однако музыкальное образование, похоже, не оказывает никакого значительного влияния на навыки, требуемые за пределами музыки. В действительности, наш мета-анализ показал, что занятия музыкой не влияют на общие показатели интеллекта при проверке на эффект плацебо у контрольных групп. Музыкальная подготовка не влияет на когнитивные навыки — быструю сообразительность, память, фонологическую обработку, ориентирование в пространстве и когнитивный контроль или академические успехи. Эти результаты недавно были подтверждены другими независимыми лабораториями.
Ученые пришли к аналогичным выводам, исследуя сферу шахмат. Мастера шахматного спорта известны своей исключительной памятью на позиции фигур. Однако как оказалось, тренировка игрой в шахматы оказывает весьма незначительное влияние на когнитивные способности. Более того, почти ни в одном исследовании не использовалась контрольная группа: это наводит на предположение, что результаты были в основном связаны с эффектом плацебо (например, воодушевлением от нового вида деятельности).
Подобные результаты также наблюдались в сфере тренировки рабочей памяти. Рабочая память — это когнитивная система, связанная с краткосрочной памятью, которая хранит и обрабатывает информацию, необходимую для решения сложных когнитивных задач. Участники, проходящие программы тренировки рабочей памяти, систематически улучшают свои результаты по определенному ряду задач. Однако экспериментальные группы не показывают никаких улучшений других навыков, таких как сообразительность, когнитивный контроль или академическая успеваемость. Эти результаты были подтверждены тремя независимыми мета-анализами детей и взрослых.
Тренировка с помощью видеоигр также не позволяет увеличить когнитивные способности. В другом недавнем мета-анализе, который будет опубликован в журнале Psychological Bulletin, мы показываем, что игроки в видеоигры лучше справляются с рядом когнитивных задач, чем не игроки. Однако, когда не игроки принимают участие в экспериментах по тренировки мозга с помощью виде-игр, не наблюдается никакого значительного эффекта в результатах. Следовательно, игроки в видеоигры просто изначально лучше справляются с этими задачами.
Еще одна группа ученых также недавно выполнила систематический обзор основных программ тренировки мозга (различные мозаики, задачи на время и т.д.). Хотя исследователи сообщили о наличии определенных результатов, они обнаружили обратную связь между размером эффекта и качеством экспериментального дизайна программ тренировки. Проще говоря, когда эксперимент включает необходимые элементы, такие как активные контрольные группы и большое количество испытуемых, польза от этой тренировки в лучшем случае оказывается весьма скромной.
Проблема с неправильным истолкованием результатов
Постоянная проблема исследований когнитивной тренировки заключается в том, что улучшение выполнения отдельных когнитивных задач зачастую рассматривается как повышение всех когнитивных навыков. Это распространенная ошибка в истолковании результатов. Чтобы предоставить нерушимые доказательства, необходимо исследовать влияние программ тренировок на «скрытые когнитивные модели» — переменные, отвечающие за выполнение ряда когнитивных задач.
Например, рабочая память — это когнитивная модель, и ее можно измерить с помощью данных о количестве цифр. Однако если тренировка оказывает действительное влияние на когнитивные навыки (модели), то вы должны увидеть ее влияние на многие задачи и скрытые факторы — многочисленные измерения одного и того же когнитивного навыка. А подобные программы тренировки редко на это направлены.
Это означает, что на данный момент, программы когнитивных тренировок необязательно улучшают даже те когнитивные функции, которые должны быть включены в задачи. Таким образом улучшается лишь способность выполнять ту задачу, на которую направлена тренировка.
Исследователи и общественность должны быть хорошо осведомлены о весьма ограниченной пользе тренировок мозга. Однако негативные результаты не должны останавливать нас в поиске способов, как развить свой ум и улучшить другие навыки. Всем известно, что человеческий разум весьма податлив к тренировкам. Нам просто нужны более эффективные способы улучшить общую когнитивную подготовку, чем просто программы, направленные на отдельные навыки. Возможно, в этом случае стоит поставить на исследования в области генетики и нейрологии.
Источник: The Conversation