Словосочетание «цифровые кочевники» обычно вызывает в воображении образ радостных молодых людей, сбежавших от ежедневной рутины в интересное путешествие по всему миру, при этом их офис – обычный ноутбук, который они обычно включают на далеких и прекрасных пляжах.
СМИ регулярно кричат: «К 2035 году в мире будет миллиард цифровых кочевников».
Как антрополог, я начал исследовать явление цифрового кочевничества в 2015 году. У меня ушло три года, чтобы вникнуть в процесс, скрывающийся за корпоративным жаргоном.
Первое, что я узнал, так это то, что восприятие людьми лейбла «цифровой кочевник» с течением времени меняется. Очень часто люди начинают с предположения, что это постоянный стиль жизни, однако такое встречается довольно редко. Как объяснил один из участников исследования: «Я поехал на конференцию, вдохновился, и уехал в Тайланд. Однако я не называю себя цифровым кочевником, потому что это немного немодно”.
На самом деле все еще идут споры о том, является ли это словосочетание новомодным словечком или же реальным феноменом.
Бегство от рутины
Большинство цифровых кочевников, с которыми я общался, и которые раньше имели постоянную работу, сказали, что они убегают от глубоко укоренившихся проблем современной западной трудовой системы. Основная причина — экономическая: один из моих респондентов, Зеб, вкалывал в трех ресторанах, чтобы заработать на аренду жилья в Сан-Франциско. Город поглощал все его время и деньги. Сменив дорогую Калифорнию на доступную юго-восточную Азию, он смог начать свой собственный бизнес.
Лисет, прекрасный переводчик из немецкого города Гамбург, делает свою работу быстро и качественно. Она устала от тонких издевательств на рабочем месте. Женщина объяснила это так: «Я — эффективна: люблю делать свою работу и вовремя уходить из офиса. Другие сотрудники, вероятно, боялись уходить первыми, поэтому они просто сидели на работе на своих страницах в соцсетях».
Активист и антрополог Дэвид Грэбер (David Graeber) использует для описания бессмысленного труда фразу «фиговая работа»: очень подходящее название, учитывая то, что почти 40% взрослых граждан Великобритании полагают, что их работа не имеет никакого смысла. Это определение можно расширить, включив туда фиговое жилье (плохого качества, но слишком дорогое) или фиговую экономику, не предоставляющую молодым людям зарплату, на которую можно прожить. Учитывая эти проблемы неудивительно, что новички в сфере труда уже хотят из него сбежать.
Гендиректор корпорации «Я сам»
Однако у граждан мира тоже есть определенные сложности, характерные для этого стиля жизни. Как сказала Лисет: «цифровые кочевники быстро становятся изолированными и неподотчетными».
Таким людям приходится брать на себя ответственность почти за все сферы современной жизни: свое душевное здоровье, ежедневные дела, доход, безопасность и проживание. Большинство цифровых отшельников путешествуют по туристическим визам, что требует от них постоянной смены места пребывания — этот опыт участники моего исследования называли дезориентирующим.
Помимо всего этого многие цифровые отшельники ведут свой бизнес и сталкиваются с необходимостью развивать свои собственные бренды. Очень часто они не могут назначать личные встречи или рекламные акции, поэтому им нужна онлайн-маркетинговая стратегия, которая привлечет к ним внимание и клиентов.
Такие работники вынуждены вести себя как «гендиректора корпорации «Я сам»: это означает, что у них должен быть уникальный бренд, маркетинговая стратегия и навыки продаж. Зачастую им приходится самим заниматься графическим дизайном, копирайтингом, а также веб-дизайном. Проведя исследование персональных брендов Кремниевой долины, антрополог Илиана Гершон (Iliana Gershon) обнаружила, что многим сотрудникам подобные навыки нужны просто для того, чтобы получить место в традиционном офисе. Поэтому цифровые кочевники переводят эту тенденцию на новый уровень.
Счастлив ли ты?
Для тех цифровых кочевников, которые зарабатывают на жизнь с помощью личных блогов, частью работы является также продажа этого образа жизни. В результате многие пытаются создать стабильный, счастливый онлайн-образ. Как объяснила Лисет: «Существует опасность, что когда моя тетя посмотрит в Instagram, она увидит, что здесь на пляже все выглядит очень счастливо. Конечно, моя цифровая личность всегда выглядит счастливей, чем реальная».
Однако в какой-то момент большинство участников моего исследования все же жаловались на потерю привязанности к месту, общения с коллегами, регулярного рабочего графика и офисных вечеринок. Некоторых вещей, от которых они бегут, им все-таки не хватает.
Неудивительно, что блоги и статьи, нацеленные на цифровых кочевников, переполнены повторяющимися темами продуктивности, устойчивости, позитивного мышления, сосредоточения и осознанности. Однако обратной стороной такого неустанного позитива является выгорание. Как сказал мне один из респондентов: «слишком легко потеряться в этом море выбора».
Социальный предприниматель Сэм Эплби (Sam Applebee) объяснил, что выгорание подкрадывается к людям медленно, в то время как «осознанность и способность спасти себя медленно испаряются». Многие кочевники, которых я опрашивал, просто возвращаются домой без предупреждения. Другие заскакивают ненадолго за вещами, полные намерения вернуться обратно к путешествиям, но так и не уезжают снова.
Цифровое кочевничество может дать много хорошего, в том числе и свободу от рутины офисной жизни. Однако важно, чтобы потенциальные кочевники сперва подумали, важно ли им общество и собственное душевное здоровье. Так как свобода для всех означает что-то свое.
Имена участников исследования были изменены в целях анонимности.
Источник: The Conversation