В одной из статей New York Times обсуждалось, как приложение Uber использует тактику игрового дизайна с целью удержать внимание водителей, чтобы они подбирали больше попутчиков. Люди подсаживаются на эту психологическую уловку, которую раньше использовали в основном в индустрии азартных игр, чтобы вызвать у пользователей зависимость от своего продукта или привлечь их к постоянной работе.
Эту тему исследует Адам Альтер (Adam Alter), автор книги «Непреодолимый: восход технологий, вызывающих зависимость, и бизнеса, удерживающего нас на крючке» (Irresistible: The Rise of Addictive Technology and the Business of Keeping Us Hooked).
Еще один автор, Шэрон Бегли (Sharon Begley), утверждает в своей книге «Просто не могу остановиться» (Can’t Just Stop), что наша привязанность к технологиям больше похожа на компульсивное влечение, чем на зависимость. Она указывает на черты, вызывающие беспокойство, увеличивающие страх пропустить что-то важное и экзистенциальный страх почувствовать, что ты перестал существовать, есть тебя нет онлайн.
Обе книги задают такой вопрос: почему мы подвержены такой циничной эксплуатации? И как мы можем ей сопротивляться, чтобы предотвратить различные расстройства поведения, которые порождают интерактивные технологии? Альтер, например, предполагает, что за подобными идеями нужно обратиться к учению Аристотеля. Однако необходимо понимать, что происходит, прежде чем применять какие-либо способы «лечения».
Зависимость, одержимость, компульсивное влечение
Хотя в своей книге Альтер больше пишет о технологиях, он много говорит о поведенческой зависимости в общем. Эти типы поведенческой зависимости развиваются по уже давно избитому сценарию, используемому в азартных играх, сексе и шоппинге, однако теперь его переносят на наши устройства в виде зависимости от социальных сетей или видеоигр. Альтер указывает, что зависимость — это не просто любое действие, которое дает немедленное вознаграждение — поведение приобретает черты зависимости «только если вознаграждение, которое мы от него получаем сейчас, в конечном счете перевешивает его вредные последствия… Зависимость представляет собой глубокую привязанность к вещам, которые нам вредят, но без которых потом сложно обходиться».
Альтер приходит к вынужденному выводу, что для многих людей взаимодействие с технологиями несет в себе черты зависимости, хотя автор группирует зависимость, одержимость, компульсивное влечение и одержимую страсть как пересекающиеся понятия одной и той же «семьи». По его мнению, «Существует ключевое различие между зависимостями, одержимостями и компульсивными влечениями. Зависимость приносит обещание немедленного вознаграждения, положительного наполнения. В противовес ей, одержимость и компульсивное влечение представляет собой желание, приносящее нам огромное неудовольствие, если его не удовлетворить. Они обещают облегчение, так же известное как негативное наполнение, но не притягательное вознаграждение восполненной зависимости».
Это похоже на то, как Бегли определяет зависимость и компульсивное влечение. Оба автора используют много схожих примеров, например, Тетрис, который за всю историю развлечений остается игрой, вызывающей самую сильную зависимость, однако при этом они расходятся во мнение, как именно мы взаимодействуем с этими технологиями. Одним из ключевых различий между «Просто не могу остановиться» Бегли и «Непреодолимым» Альтера является то, что Бегли сосредоточена больше на социальных сетях, тогда как Альтер исследует коварные условно-бесплатные игры (такие как «Моя ферма» или «Три в ряд») или многопользовательские ролевые онлайн-игры (типа MMORPG, например, World of Warcraft). Обе книги помогают понять наши взаимоотношения с технологиями.
Шесть вещей, которые вызывают зависимость от игр и приложений
Альтер объясняет шесть ключевых элементов зависимого поведения; вторая часть книги объясняет, как эти элементы внедряются в дизайн игры или приложения. Пока читаете, представляйте Тетрис или вашу любимую игру:
* Обязательные цели, которые невозможно достичь (в оригинальной версии игры Super Mario Brothers для Nintendo после победы принцесса всегда оказывается в другом замке).
* Непреодолимые и непредсказуемые положительные отклики (например, случайная добыча в Diablo 3; «лайки» на Facebook или в Instagram).
* Чувство постоянного прогресса и улучшения (любая игра, где уровень персонажа растет по мере продвижения).
* Задачи, усложняющиеся по мере времени (например, более сложные уровни в Тетрисе, где фигуры начинают падать быстрее).
* Неразрешенные проблемы, требующие завершения (например, бесконечные игры, где нужно постоянно за чем-то бежать, или те, где нет определенного конца, такие как World of Warcraft).
* Сильные социальные связи (пример: MMORPS-игры, такие как World of Warcraft; любые приложения для соцсетей).
На основании опросов о поведенческой зависимости видно, что она есть у всех, это наводит на вопрос: действительно ли это зависимость или же что-то другое? Например, некоторые исследования показали, что за последний год у 41% населения наблюдалась та или иная поведенческая зависимость. Альтер соглашается, что это очень высокое число, и утверждает, что оно указывает на проблему в нашем взгляде на зависимость, а не в том, правильно ли мы классифицируем это поведение. Вместо того, чтобы рассматривать зависимость как болезнь, навязанную неудачливому человеку, то есть, медицинскую проблему, поведенческую зависимость лучше рассматривать как социальную проблему.
Зависимость от дизайна: Facebook
Альтер предоставляет несколько примеров того, почему как поведенческая зависимость, так и зависимость от различных веществ является в основном результатом нашего окружения и обстоятельств, вследствие чего, по его словам, любой из нас может стать зависимым. Подобный взгляд на проблему зависимости важен для понимания того, как дизайнеры постоянно оптимизируют свои продукты, чтобы сделать их более притягательными. Взять в пример Facebook. Как только в программу добавили кнопку «лайк» и бесконечную новостную ленту, психология сайта Facebook полностью изменилась. Как отмечает Альтер, «Facebook может и был создан для веселья в 2004 году, однако к 2016 он уже стал вызывать зависимость».
Именно отойдя от медицинской модели зависимости, «Непреодолимый» дает самые важные идеи для нашей культуры, которая любит приписывать проблемы с психическим здоровьем небольшому количеству лиц, обладающих либо неисправными генами, либо неисправным мозгом. Интересно, что в книге «Просто не могу остановиться» схожий взгляд обращен на компульсивное влечение. И Альтер, и Бегли предполагают, что люди с абсолютно здоровым мозгом увлекаются технологиями. Их зависимость или компульсивное влечение отвечает на какие-то нужды, и они являются более универсальными, чем мы согласны себе признаться.
Поиск облегчения от одиночества, отсутствия любви и стрессов
Бегли говорит об экзистенциальном страхе, который люди начинают испытывать просто потому что их нет онлайн в соцсетях. Альтер утверждает, что зависимость — это способность разума учиться связывать любое вещество или поведение с избавлением от психологической боли. И то и другое связано с глубоко укоренившимися человеческими потребностями. Альтер говорит, что люди на собственном опыте учатся тому, что вызывающий зависимость сигнал, будь то укол героина или загрузка World of Warcraft, лечит одиночество, отсутствие любви или беспокойство. Бегли говорит, что вызванные беспокойством одержимости, за которыми следует нерациональное компульсивное влечение, например, проверка своей страницы в Facebook по три раза за час, обеспечивают чувство контроля.
Это облегчение психологической боли может выражаться в форме эскапизма, т.е, жизни в мире фантазий, где ты можешь быть кем хочешь в обстоятельствах установленных правил взаимодействия, где усердный труд на самом деле приносит результат. Или в форме достижений, например, когда выстраиваешь нужные фигуры в ряд и получаешь за это какой-то бонус. Так же как человек у игрового автомата забывает есть, пить и ходить в туалет, зависимый от технологий пользователь находит облегчение в системе, которая все упрощает, затмевая собой сложность реального мира до той степени, что мы совершенно прекращаем обращать внимание на свое окружение.
Как развить хорошие привычки у детей
Альтер не оставляет нас в отчаянии размышлять, в какую ловушку заманили нас технологии. В третьей части своей книги он обсуждает исследования здоровых способов взаимодействия с технологиями, начиная с ограничения времени, которое дети проводят у мониторов. Он также рассуждает о важности привычек (используя понятия Аристотеля), и неудачи обычных попыток заставить себя не поддаваться зависимости. Его ключевая мысль заключается в том, что мы должны не лечить умеренную поведенческую зависимость, а по-другому структурировать свою жизнь.
Заходя еще дальше, Кент Даннингтон (Kent Dunnington) в своей книге «Зависимость и добродетель» (Addiction and Virtue), рассматривает зависимость через до-современные линзы, заявляя, что зависимость лучше всего описать понятием фальшивая форма поклонения. Мы все созданы для преклонения перед чем-то, а зависимость приобретает такую силу, потому что она практически отвечает на эту человеческую потребность. Мы можем называть это психологическим расстройством, экзистенциальным страхом, или потребностью чувствовать контроль над ситуацией, но в конечном итоге мы хотим, чтобы наша жизнь вокруг чего-то вращалась. А в разрозненной современной культуре, где есть люди, оставленные без ориентиров в поиске собственного смысла, зависимости помогают найти способ как жить.
Проблемой является именно этот способ жизни, который не приводит ни к чему хорошему, потому что, когда мы сосредотачиваем свою жизнь на неправильных вещах, они начинают нас поглощать, а не освобождать.
Источник: MercatorNet