После начала весеннего сезона телесериала «13 причин почему» возросло количество запросов в Google, связанных с самоубийствами.
Сериал, ставший самым обсуждаемым в соцсетях, на протяжении 13 эпизодов описывает путь школьницы к самоубийству. В самом конце изображается 3-х минутная сцена самоубийства.
Исполнительный продюсер телесериала, певица Селена Гомез (Selena Gomez), заявила, что надеется таким образом привлечь внимание общественности к проблеме самоубийств. Однако некоторые, включая педагогов и школьных психологов, опасаются, что этот телесериал изображает жертву и ее самоубийство в слишком гламурном свете, что наоборот ведет к тому, чтобы ей подражать.
За последние месяцы в СМИ появилось множество историй о возможных последствиях этого сериала. В мае газета The Washington Post сообщила, что школьная администрация штата Флорида отметила рост рискованного поведения среди своих учеников, начиная от членовредительства до угроз самоубийства. В июне журнал People опубликовал историю молодого человека из Перу, убившего себя и оставившего записи, которые подражали действиям основного персонажа этого телешоу.
Ученые хотели посмотреть, как содержание и объем интернет-запросов о самоубийстве изменились после выпуска телешоу. Исследователи проанализировали запросы о самоубийствах с 31 марта – дня, когда был показан первый эпизод, по 18 апреля – дня перед тем как бывшая звезда NFL, Аарон Хернандес (Aaron Hernandez) совершил самоубийство в тюрьме: это событие национального масштаба само по себе вызвало рост связанных с самоубийством запросов. Затем специалисты сравнили эти результаты с прогнозируемым объемом запросов, если бы сериал не был выпущен, опираясь на данные анализа ежедневных тенденций с 15 января по 30 марта.
По сравнению с запросами с января по март, количество поисковых запросов, сигнализирующих о росте внимания к теме самоубийства (к примеру, по терминам «предотвращение самоубийства») и к суицидальному настроению (термины «как совершить самоубийство») увеличилось после выпуска «13 причин почему». Люди чаще стали использовать такие фразы как «подростковое самоубийство», «суицидальные мысли», и «как убить себя».
В целом, запросы по теме самоубийств возросли на 19% за 19 дней после выпуска телесериала по сравнению с предшествовавшим периодом. Эти данные отражают рост более чем на миллион запросов по сравнению с нормальным прогнозом.
Хотя увеличение внимания к этой проблеме – это хорошо, рост запросов, указывающих на суицидальные настроения, начиная от путей совершения самоубийства до суицидальных мыслей, может указывать на весьма печальную тенденцию. Предыдущие исследования показали, что тенденции запросов о самоубийстве связаны с действительными случаями, а сообщения в СМИ о самоубийствах совпадают с увеличением попыток умереть.
Канал Netflix дал телесериалу «13 причин почему» рейтинг TV-MA, и несколько эпизодов содержали особое предупреждение об открытых сценах.
Однако если создатели хотят пойти дальше, им следует использовать руководство Всемирной организации здравоохранения по предотвращению самоубийств, и убрать те сцены, которые изображают акт совершения самоубийства. Они также могут показывать номер для экстренной помощи при суицидальном настроении в начале каждого эпизода. Эти вещи следовало сделать еще до первого сезона и перед выпуском второго сезона.
Так или иначе, результаты исследования вновь подчеркнули ценность информации, полученной через онлайн-социальные системы. Будь то исследование о самоубийствах, анализе на ВИЧ или других проблемах со здоровьем, своевременные и надежные данные поисковиков могут помочь общественным службам здравоохранения лучше реагировать на нужды населения.
Источник: The Conversation