На этой неделе я в плюсе. Ни разу не нарушил скоростной режим, вовремя выбрасывал мусор и закрывал дверь в подъезд. Штрафных очков нет ни одного. Подобрал валявшуюся на газоне пустую бутылку и донес ее до урны. Пять очков, как нынче говорится, в карму.
А вот у соседа проблема. Курил на лестнице, да еще окурок метнул в окно, на улицу. Десяток баллов потерял, а ведь просроченный кредит и без того каждый день добавляет ему десяток очков со знаком «минус». Потеряет баланс – пиши пропало, даже в кино не пустят.
Но не переживайте, пока в нашей стране система общественного рейтинга не заработала, хотя я не сомневаюсь, что довольно скоро мы ее увидим во всей красе, шагающей по планете от одной страны к другой. Пилотный проект уже реализует Китай. Все остальные внимательно, с нескрываемым интересом следят за экспериментом, и в мировой прессе регулярно выходят материалы на эту тему. Недавняя обстоятельная публикация журнала Wired детально описывает функционирование Системы общественного кредита (Social Credit System), которая сегодня пробуется в нескольких районах КНР. В 2020 году с большой вероятностью система будет принята по всей стране.
Из нынешнего 2017 года этот мир смотрится непривычно. Там почти каждый человеческий поступок получает оценку со стороны государственных органов, или общественных организаций или даже отдельных людей. Покупки, привычки, состояние здоровья, поведение на улице – все просвечивается, анализируется, оценивается и улучшает или ухудшает твои баллы. И получится – сегодня припарковался в неположенном месте, а завтра хороший доктор отказывается тебя лечить.
Кто-то там говорил про «1984» и «Черное зеркало»? В этом сериале, по-моему, в третьем его сезоне, есть довольно грустный фрагмент про то, как работает общественный рейтинг, как бездушная машина государственных служб, объединившись с толпой «правильной» общественности, легко уничтожает в человеке способность к самостоятельным поступкам и пресекает любую возможность выхода за рамки дозволенного.
Сериал по умолчанию относят к жанру антиутопии. Но минуточку, где там «анти»? Рейтинг давно уже реальность. В банках он ведется, и кредит, например, если кредитная история не фонтан, можно не получить. В сетях – тоже рейтинг. Заведите аккаунт в том же Linkdin и увидите свой рейтинг, доступный всем. Ваш рейтинг в качестве пассажира ведет Uber, а вы ставите оценки водителю. Когда я ищу подрядчика на одном из порталов фрилансеров, обязательно смотрю рейтинг исполнителя, а моя жена регулярно получает благодарности от tripadvisor за оценки ресторанов и отелей.
Оценки ресторанам, магазинам, отелям — разве это не элементы того самого рейтинга? Оформить все их в сводный показатель – дело техники.
Ну конечно, социальные экспериментаторы на службе государства внимательно следят за отношением к проекту массовой общественности. Но здесь все в порядке. Массовая — поддержит. Массовая вообще охотно откликается на любые предложения показать, что она лучше тех, кто считает, что большинство не всегда право. Поэтому так «зажигательно» проходит, использую это новое специальное слово, хайп вокруг дяденек, имевших смелость сказать комплимент тетенькам. А толпа домохозяек в вязаных шапках легко может публично довести до слез ученого с мировым именем за высказывание, которое они, скорее всего, просто не поняли.
Кто сказал, что это только Китай будет жить по Оруэллу? Все будут так жить. На планете с населением в семь миллиардов, значительной части из которых просто нечем заняться, это станет одним из эффективных средств контролирования поведения индивидуумов. Ведь большинство людей так устроены, что правила и законы готовы соблюдать, только если знают о неотвратимости наказания. Конечно, когда население небольшое, справиться может и пара урядников. Но когда счет на миллиарды, контролеров нужно десятки миллионов. Это элементарно дорого. Китай, как самая густонаселенная страна, это понял первым и придумал, как заставить самих жителей выполнять задачу надзирателя. У него получится.
Однако ни у Китая, и ни у кого вообще не получится главное – сделать такую систему абсолютно объективной. Будет система и будут исключения из нее, рано или поздно обязательно появятся специальные списки людей с вечно высоким рейтингом. Иными словами, кардинально ничего не изменится. Но массы станут послушнее и меньшей ценой. Что и требовалось.
Автор: Журналист и медиаэксперт Борис Зверев.