Иногда кажется, что времени всегда не хватает — не хватает на сон, не хватает на отдых, не хватает на приготовление пищи и занятие спортом. Ученые недавно придумали термин для описания этого ощущения: временной голод — ощущение, что у вас очень много дел и недостаточно времени, чтобы их выполнить.
Чтобы структурировать то малое количество часов, которые есть в нашем распоряжении, люди используют стратегию составления своего расписания. На самом деле, они стали больше полагаться на такие инструменты ежедневного планирования как ежедневники и календари. Два недавних опроса показали, что 51% респондентов регулярно использует приложения-ежедневники, а 63% офисных работников считают календари “очень важными”.
Они опираются на идею, что составление расписания делает работу более эффективной: если распределить свое время, то день делится на серию назначений, встреч и звонков, а свободное время становится заблокировано для других действий или задач.
Однако проведя восемь исследований ученые Габриэла Тониэтто (Gabriela Tonietto) и Стив Ноулис (Steve Nowlis) пришли к выводу, что иногда расписания выходят боком, делая нас менее продуктивными.
Приближается назначенная встреча и время “сокращается”
Основная причина негативного влияния расписаний заключается в предчувствии перед встречей или каким-то назначением. Когда время встречи или звонка начинает маячить на горизонте, нам начинает казаться, что у нас осталось меньше времени сделать то, что необходимо.
В одном исследовании мы спросили участников научной конференции, пойдут ли они послушать обращение президента, которое должно было состояться примерно через час. Некоторые сказали, что пойдут, а другие сказали, что нет. Те, кто заявил о своей готовности пойти, сообщили, что следующий час показался для них короче.
В другом исследовании мы попросили половину участников представить, что через час к ним придет друг, а другой половине сказали вообразить, что у них нет никаких планов. Затем мы спросили всех респондентов, сколько “субъективных” минут они бы смогли почитать в этот же час.
У тех, кто представил, что к ним в гости придет друг, было около 40 свободных минут для чтения, тогда как участники, у которых по сценарию не было никаких планов, сказали, что они могли потратить на чтение 49 минут.
Таким образом, наличие приближающихся планов влияет на сокращение предполагаемого времени, которое люди могут потратить на что-то еще.
Почему это происходит?
Мы полагаем, что когда приближается время важной встречи, мы должны направить на нее свое внимание, морально подготовиться к ней или просто провести время в тягостном ожидании. Данные “действия” позволяют будущей встрече выглядеть более внушительно, однако в результате временной промежуток перед этим кажется более ограниченным и незначительным.
Свободны делать… меньше?
В конечном итоге у вас все равно остается то же самое количество времени перед запланированным событием.
Поэтому чувство, что времени становится меньше, не должно вас особо беспокоить, так? Но все происходит наоборот. Само по себе это ощущение может повлиять на ваше решение, чем заняться.
Мы знаем, что когда какой-то ресурс является очень редким, люди больше его ценят и меньше готовы с ним расставаться.
То же самое справедливо для времени. Если время кажется ограниченным, люди скорее всего не захотят его использовать — даже в своих лучших интересах.
Поэтому в еще одном исследовании мы дали участникам пустой календарь на следующий день и попросили как можно более точно заполнить его теми делами, которые они запланировали (включая время подготовки или перемещения). Это позволило нам досконально вычислить, сколько свободного времени они себе оставляли перед каждым запланированным мероприятием.
После этого мы дали им возможность принять участие в следующем исследовании. Каждому из них был дан выбор — поучаствовать в 30-минутном онлайн-исследовании, за которое они получат 2.50 доллара, или подписаться на 45-минутное онлайн-исследование, которое принесет им 5 долларов. И то и другое должно было проходить во время окна продолжительностью один час.
С нашей стороны мы стратегически выбрали часовое окно для участников. Мы сказали половине респондентов, что опрос пройдет за час до запланированного ими мероприятия. Вторая половина получила сообщение, что исследование запланировано за полчаса до события, стоящего в их расписании.
Мы обнаружили, что участники из первой группы гораздо меньше выбирали более длинное, но также более выгодное исследование, несмотря на то, что у них было более чем достаточно времени, чтобы пройти опрос.
В ходе еще одного эксперимента мы задались вопросом, может ли просто упоминание о предстоящем мероприятии оказать на человека похожий эффект.
Перед началом не связанного с этой темой исследования, мы сказали половине участников, что у них есть пять минут на свои дела. Другой половине сообщили, что у них есть около пяти минут перед тем, как “мы начнем”.
Для респондентов из второй группы простого упоминания о “начале чего-то” было достаточно, чтобы изменилось их поведение. Мы обнаружили, что в этот пятиминутный промежуток они занимались значительно меньшим количеством дел, будь это ответ на письма или проверка сообщений в соцсетях.
У вас гораздо больше времени, чем вам кажется
Некоторым может показаться, что временной голод возникает, потому что у них очень много дел и недостаточно времени.
Хотя порой проблема состоит именно в этом, результаты наших исследований предполагают, что вина также лежит на нашем собственном восприятии, что, как нам кажется, можно успеть сделать за имеющийся отрезок времени. Другими словами, важно осознавать, что мы можем сами раздувать свой временной голод.
Если вы любите планировать свое время и составлять график на день, возможно, вам поможет, если вы будете ставить дела или встречи одну за другой, что даст вам большее количество свободного времени. Несколько беспрерывных часов нераспланированного времени покажутся длиннее, особенно если ничто не маячит на горизонте.
Эффективно также напоминать себе, что времени не так мало, как кажется. Даже если вам кажется, что вам недостаточно времени, чтобы что-то доделать, вы все равно можете начать это делать, а закончить потом.
Как однажды сказал Аристотель: “Хорошее начало — уже половина дела”.
Источник: The Conversation