По распоряжению Петра Великого, Указом Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года была создана Российская академия наук (тогда ее называли Академии художеств и наук в Санкт-Петербурге).
Первым главой Академии (с 1725 по 1733 гг.) стал медик Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост, сын знаменитого российского лейб-медика Лаврентия Алферьевича Блументроста. Будущий президент Академии получил хорошее домашнее образование, закончил знаменитую московскую гимназию лютеранского пастора Иоганна Эрнста Глюка, учился в нескольких европейских университетах и в 1713 г. в Лейдене защитил диссертацию, став доктором медицины. Российский император поручил ему подготовку «Проекта положения об учреждении Академии наук», который был разработан к началу 1724 году, представлен Петру I и одобрен на заседании Правительствующего Сената. Интересно, что на содержание Академии государство выделяло ежегодно 24912 рублей.
Фото: Л.Л. Блюментрост
В первом составе РАН были одни иностранцы. «В 1725 г. в Петербург начали прибывать из-за границы первые академики: математики Я. Герман и Х. Гольдбах, физик Г.Б. Бильфингер, физиолог Д. Бернулли, медик И.Г. Дювернуа; в 1726 г. – астроном Ж.-Н. Делиль, историк Г.З. Байер и др.»
Блюментрост заложил основы организационного устройства Академии. Его основные усилия на посту президента были направлены на создание академической типографии.
«4 октября 1727 г. был издан именной указ Верховного тайного совета. Указом, в частности, предусматривалось создание типографии при Академии наук «для печатания исторических книг, которые на российский язык переведены». Позднее из бывшей Синодальной типографии в Академическую типографию была передана часть оборудования – «два стана и шрифты – русской гражданской печати, немецкий и латинский» и часть персонала. В начале 1728 г. «надзор над Типографией» был поручен Г.Ф. Миллеру. В течение 1728 г. в Типографии было отпечатано 11 названий различных научных изданий».
Следующим после Блюментроста президентом Академии (1733—1734 гг.) стал барон Герман Карл фон Кейзерлинг. С его именем связана одна музыкальная легенда, якобы именно барон заказал великому композитору Иоганну Себастьяну Баху написать произведения для клавира, ставшие известными под названием «Вариации Гольдберга».
История создания «Вариаций» была впервые рассказана в 1802 году И. Н. Форкелем в биографии «О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха». «Наличием этой модели, по которой вообще следовало бы писать все вариации (хотя по понятным причинам ни одного подобного произведения пока еще никем не было создано), мы обязаны графу Кайзерлингу, тогдашнему российскому посланнику при дворе курфюрста Саксонского, который часто бывал в Лейпциге и привозил туда с собой Гольдберга, чтобы тот мог кое-чему поучиться у Баха. Граф часто хворал, и всякий раз, когда его одолевало какое-нибудь недомогание, страдал бессонницей. Гольдберг, живший у него в доме, должен был в таких случаях находиться ночью в соседней комнате и что-нибудь играть ему, дабы отвлечь его от недугов. Как-то раз граф сказал Баху, что хотел бы получить для своего Гольдберга какие-нибудь приятные клавирные пьесы, до- статочно бодрые по характеру, чтоб они могли скрасить его бессонные ночи. Бах решил, что тут, пожалуй, лучше всего подойдут вариации, хотя до сих пор считал, что это дело неблагодарное — его не устраивала неизменность гармонической основы; тем не менее, эти вариации, как и всё, что он создавал в то время, получились у него великолепными: это одно из образцовых произведений музыкального искусства. Следует сказать, что им создан единственный образец такого рода. Граф называл этот цикл своими вариациями. Он никак не мог ими насладиться, и долго еще, как только у него начиналась бессонница, он, бывало, говорил: “Любезный Гольдберг, сыграй-ка мне какую-нибудь из моих вариаций”. Бах, наверное, никогда не получал ни за одну работу такого вознаграждения, как за эту. Граф преподнес ему золотой кубок, наполненный сотней луидоров. Но художественная ценность этих вариаций так велика, что даже если бы подарок графа был в тысячу раз дороже, этому дару все равно было бы далеко до их действительной стоимости».
При третьем президенте Академии (1734 г -1740 гг.) Иоганне Альбрехте фон Корфе были учреждены первые академические объединения — Математическая конференция и Географический департамент. При нем был создан институт иностранных членов Академии. По его распоряжению была опубликована «Ода на взятие Хотина» Михайло Ломоносова, о которой я рассказывал выше.
Четвертый руководитель Академии (1740 – 1741 гг. ), Карл фон Бреверн происходил из известной протестантской семьи. Его дедом был известный лютеранский богослов Иоанн Бревен, а его отец Герман фон Бреверн в свое время был приглашен Петром I в Санкт-Петербург и назначен вице-президентом Юстиц-коллегии. Семейство Бревенов славилось своим благородством и неподкупностью и на протяжении нескольких поколений обладало исключительно доброй репутацией, о чем в свое время писал российский историк Петр Долгоруков, известный своим злоязычием.