Первый российский император Петр I за свою жизнь неоднократно оказывался в смертельно опасных ситуациях. Гибель угрожала ему в самом начале царствования.
В августе 1689 года верные люди сообщили, что стрельцы готовят на юного царя покушение. С небольшой свитой Петр бежал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, где постепенно стали собираться его союзники.
Среди них был и Франц Лефорт – протестант-кальвинист из Женевы, в тот страшный для будущего царя момент предложивший Петру свою шпагу и верное сердце. С тех пор он стал лучшим другом российского императора и одним из его самых преданных соратников. Лефорт принимал непосредственное участие в создании новой русской армии, которая выросла из «потешных» войск царя и прошла обучение по европейскому образцу. Участвовал в походах 1679 -1681 гг. против турок и в Крымских походах 1687 и 1689 годов, был одним из главных вождей Азовских походов 1695 и 1696 годов.
По некоторым данным, именно Лефорт мог быть вдохновителем «Великого посольства» — удивительной дипломатической миссии русского царя Петра I в страны западной Европы в 1698 году. Для своего соратника, дослужившегося до звания генерал-адмирала, император выстроил в Немецкой слободе прекрасный дворец, получивший название Лефортовский.
Когда неожиданно Франц Лефорт умер в 1699 году, император, узнав о его смерти, якобы воскликнул: «Я потерял самого лучшего друга моего, в то время, когда он мне наиболее нужен».
Иллюстрация: Франц Лефорт.