Австралийские дебаты об эвтаназии разгораются пуще прежнего, особенно в штатах Виктория и Тасмания. Профессор этики Маргарет Сомервиль (Margaret Somerville) заявила, что в штатах, легализовавших эвтаназию и ассистируемое самоубийство, уровень «обычных» самоубийств растет. Это вызвало взрыв негодования со стороны Нила Фрэнсиса (Neil Francis), бывшего президента Всемирной федерации сообществ права на смерть и ведущего руководителя кампаний за легализацию эвтаназии в Австралии. Вот ответ профессора Сомервиль.
Нил Фрэнсис прав, критикуя мое расплывчатое заявление, что «общий уровень самоубийств увеличился в каждом штате, который легализовал ассистируемое самоубийство». Хотя я считаю, что мое заявление в конце концов окажется правильным, на данный момент мне следует убрать из него слово «каждом».
Есть такое общепризнанное понятие, как «самоубийство от руки полицейского» — намерение суицидально настроенного человека совершить такое преступление, на которое офицеры полиции ответят выстрелами. Теперь можно говорить о «самоубийстве от руки врача».
Процент смертей в результате эвтаназии в Нидерландах и Бельгии стабильно поднимается примерно на 10% в год и теперь является причиной около 4% всех смертей. Можно ли считать, что эта статистика говорит о таком явлении, как «самоубийство от руки врача»? Ведь перечень причин, по которым человек в этих странах может рассчитывать на эвтаназию, постоянно пополняется. А что насчет случаев, когда человек хочет прибегнуть к эвтаназии просто потому, что он «устал от жизни» или чувствует, что его полноценная, активная жизнь заканчивается? Например, в Нидерландах уже рассматривают такую возможность, после того как одна пожилая пара на канале ABC призналась в своем желании уйти из жизни, так как им не хотелось отправляться в дом престарелых. Следует ли в таком случае классифицировать процедуру эвтаназии как «обычное самоубиство», если самоубийство вообще можно назвать обычным?
Случаи, в которых эвтаназия использовалась в качестве замены самоубийству, попали на первые полосы газет по всему миру. К ним относится случай с глухими близнецами из Бельгии, которые постепенно теряли зрение; молодой женщины с гендерной дисфорией и неудачной операцией по смене пола; женщины, которая страдала от анорексии 20 с лишним лет; осужденного насильника и убийцы в бельгийской тюрьме; 34-летней Евы, переживающей депрессию, чья смерть от эвтаназии была зафиксирована в реальном документальном фильме «End Credits», снятом голландскими адвокатами эвтаназии.
Голландский профессор доктор Тео Боер (Theo Boer), бывший член одного из пяти голландских Региональных комитетов по надзору за эвтаназией (2005-2014гг), провел исследование, доказывающее, что нет статистических данных, подтверждающих, что эвтаназия приводит к сокращению уровня самоубийств. Процент смерти от эвтаназии утроился с 1,3% в 2002 году до 4,08% в 2016 году. Во время этого же периода число самоубийств не снизилось: с 1567 человек в 2002 оно поднялось до 1871 человек в 2015 году, увеличившись на 19,4%. Уровень самоубийств достиг относительно низкого показателя в 1353 случая в 2007 году, по сравнению с которым уровень 2015 года вырос на 38,3%. Этот скачок становится еще более значимым, если учитывать тот факт, что с 2007 года эвтаназия стала доступной для людей с хроническими заболеваниями: психиатрическими расстройствами, маразмом и рядом других серьезных отклонений. Если говорить о проценте самоубийств от общего количества смертей, то эта цифра поднялась с 1,01% в 2007 до 1,27% в 2015 году.
Для сравнения я рассмотрела уровень самоубийств в некоторых странах, близких Нидерландам по этническому, возрастному, религиозному и языковому составу, но которые (за исключением Бельгии) не узаконили эвтаназию. Если количество самоубийств в Нидерландах выросло, следовало ожидать по меньшей мере похожий рост самоубийств в странах без возможности сделать эвтаназию. Однако Нидерланды из всех стран показывают наибольший рост количества самоубийств.
Нил Фрэнсис отверг доклад исследователей Дэвида Джонса (David Jones) и Дэвида Пэтона (David Paton) по данным о самоубийствах в штате Орегон, на который я опиралась, чтобы показать увеличение уровня самоубийств в штатах. Отверг на основании того, что работа была «опубликована в незначительном издании», в Южном медицинском журнале. Это заявление являлось бы лицемерным, даже в том случае, если бы это и вправду было «незначительное издание». Для заметки: Южный медицинский журнал является профессиональным изданием, на который ссылаются и который цитируют различные крупные источники общим объемом в более чем 45 000 статей. Я оставляю на ваше усмотрение определение статуса этого журнала.
Как вспоминают Джонс и Пэтон, во время общественных дебатов касательно легализации ассистируемых самоубийств в Орегоне, эксперты заявляли, что доступ к эвтаназии уменьшит количество «неассистируемых» или «обычных самоубийств», что, как очевидно, не произошло. Это то, на что следует обратить внимание законодателям Австралии и других государств.
Источник: MercatorNet