Страх существует на земле так же долго, как сама жизнь. Это фундаментальная, глубоко укоренившаяся реакция, появившаяся у организмов, чтобы защищать их от предположительной угрозы их целостности или существованию. Страх варьируется от таких простых вещей, как съеживание усиков у улитки при прикосновении, до такой сложной эмоции, как экзистенциальное беспокойство у людей.
Вне зависимости от того, любим мы ощущать страх или нет, сложно отрицать, что все относятся к этому чувству с трепетом: некоторые страны даже посвятили ему праздники.
Если поразмыслить над устройством мозга и человеческой психологии, мы увидим, что некоторые основные химические элементы, ответственные за реакцию «борись или беги», также участвуют в создании других положительных эмоций, таких как счастье и возбуждение. Поэтому логично предположить, что состояние высокого возбуждения, которое мы испытываем, когда пугаемся, может возникнуть и в более положительных ситуациях. Однако, что отличает небольшой «испуг» от чувства дикого ужаса?
Мы — психиатры, занимающиеся лечением страха и изучением его нейробиологии. Наши исследования и клинические испытания, как и работы других учёных, предполагают, что переживание страха зависит от контекста. Когда наш разум реагирует на эмоции, и мы ощущаем себя в безопасности, мы быстро переключаемся с одного полюса возбужденного состояния к другому, ощущая вместо страха наслаждение или удивление.
Например, заходя в комнату страха, люди ожидают, что на них выпрыгнет призрак, но они знают, что он не представляет для них угрозы, поэтому им легко перенаправить это ощущение из негативного в позитивное. Для сравнения, если вы идете по темной улице ночью, и за вами начинает гнаться незнакомец, эмоциональная и рациональная части нашего мозга посылают сигнал опасности, говоря, что настало время бежать!
Однако, как мозг это делает?
Каким образом мы ощущаем страх?
Реакция страха начинается с мозга и затем распространяется по телу, отдавая сигнал приготовиться к защите или побегу. Данная эмоция зарождается в той части мозга, которая называется миндалевидным телом: этот сгусток клеток в форме миндаля, расположенный в височной доле мозга, занимается распознаванием эмоциональной значимости стимулов.
Например, миндалевидное тело активируется, когда мы видим эмоции на человеческом лице. Эта реакция особенно заметна при гневе и страхе. Стимул угрозы, например, вид хищника запускает в миндалевидном теле реакцию страха, которая активирует области, вовлечённые в подготовку моторных функций, задействованных при борьбе или побеге. Он также активирует выброс гормона стресса и работу симпатической нервной системы.
Все эти процессы подготавливают наш организм к более эффективному состоянию для встречи с опасностью: мозг переключается в режим повышенной тревоги, расширяются зрачки и бронхи, дыхание ускоряется. Учащается сердцебиение и повышается давление. Увеличивается приток крови и глюкозы к костным мышцам. А органы, не важные для выживания, такие как пищеварительная система, замедляют свою работу.
Часть мозга под названием гиппокамп тесно связана с миндалевидным телом. Гиппокамп и префронтальная кора помогают мозгу интерпретировать предполагаемую угрозу. Они вовлечены в обработку контекста высшего уровня, что помогает человеку распознать, насколько реальна предполагаемая опасность.
Например, если мы встретим льва на воле, это запустит сильную реакцию страха, однако вид того же льва в зоопарке вызывает лишь любопытство и мысль, что он выглядит довольно мило. Это происходит потому что гиппокамп и фронтальная кора обрабатывают контекстуальную информацию, а ингибиторные каналы подавляют реакцию страха и ее последствия. В общем, «мыслительный» процесс в мозгу убеждает нашу «эмоциональную» сферу, что в действительности все нормально.
Как мы понимаем разницу?
Как и другие животные, мы часто учимся на своём опыте, таком как нападение агрессивной собаки или на наблюдении за тем, как это происходит с другими людьми.
Однако у людей есть уникальная и удивительная способность обучаться посредством наставления: мы учимся на устных примерах или из письменных источников! Если знак говорит, что собака опасная, близость к ней вызовет реакцию страха.
Безопасности люди учатся схожим образом: когда приобретают знакомство с домашними собаками, наблюдают за тем, как другие люди спокойно играют с этой собакой, или читают на знаке, что собака дружелюбная.
Почему некоторым людям нравится, когда их пугают?
Страх отвлекает, и это может стать положительным моментом. Когда случается что-то страшное, в этот момент мы крайне встревожены и не обращаем внимания на какие-то вещи, которые могут занимать наши мысли (проблемы на работе, беспокойство о предстоящем экзамене), что позволяет нам сосредоточиться на настоящем моменте.
Более того, когда мы испытываем страх совместно с окружающими нас людьми, то часто обнаруживаем, что эти эмоции заразны в положительном плане. Мы — существа социальные, способные учиться друг у друга. Поэтому, когда вы смотрите на свою подругу в комнате страха, и видите, что она быстро перешла от крика к смеху, вы подпитываетесь ее эмоциональным состоянием, что положительно влияет на ваше собственное.
Тогда как каждый из этих факторов — отвлечение, контекст, социальное обучение — потенциально влияет на то, как мы переживаем страх: всех их объединяет ощущение контроля. Когда люди способны понять, что представляет собой реальную угрозу, переосмысливают это переживание и наслаждаются состоянием возбуждения в момент испуга, они ощущают себя в позиции контроля. Это жизненно важно для нашей реакции на страх: преодолевая изначальное побуждение «бороться или бежать», мы часто получаем удовлетворение от уверенности в своей безопасности и способности контролировать то, что сначала нас напугало.
Важно помнить, что все люди разные, с уникальным восприятием страшного и приятного. Это наводит на другой вопрос: если многие любят разного рода страшилки, почему другие это просто ненавидят?
Почему некоторым не нравится, когда их пугают?
Любой дисбаланс между возбуждением, вызванным страхом в животном мозгу, и чувством контроля над ситуацией в человеческом разуме может вызвать переизбыток или недостаток радостного волнения. И если для человека пугающее переживание выглядит «слишком реально», чрезмерная реакция страха сможет перевесить чувство контроля над ситуацией.
Это может произойти даже с теми, кто любит страшилки: им может нравиться фильм про Фредди Крюгера, но «Изгоняющий дьявола» покажется слишком настоящим, поэтому реакция страха будет идти уже не от коры головного мозга.
C другой стороны, если это переживание недостаточно сильное для области мозга, отвечающей за эмоциональную реакцию, или, наоборот, слишком нереальное для рациональной части, то человеку станет скучно. К примеру, биолог, который не может заставить свой разум перестать анализировать все невозможные телесные аномалии в фильме про зомби, не получит такого наслаждения от сериала «Ходячие мертвецы», как другие зрители.
Поэтому если эмоциональный мозг слишком напуган, а когнитивный — беспомощен, или эмоциональному мозгу скучно, а когнитивный подавляет все остальное, ужастики и страшные переживания не будут доставлять никакого веселья.
Какие расстройства связаны со страхом?
Если отложить веселую часть, ненормальный уровень страха и беспокойства может привести к серьезному расстройству и заболеванию, который ограничит способность человека достигнуть успеха и испытать радость от жизни. Почти каждый четвертый житель планеты в течение жизни страдает от той или иной формы тревожного расстройства, а почти 8% пережили посттравматическое расстройство.
Состояния, связанные с беспокойством и страхом, включают различные фобии, социальные фобии, общее тревожное расстройство, боязнь расставания, посттравматический синдром и навязчивое компульсивное расстройство. Эти заболевания обычно начинаются с раннего возраста, и без надлежащего лечения могут стать хроническими, влияя на всю жизнь человека. Хорошая новость заключается в том, что у нас есть эффективные способы лечения, в виде психотерапии и медикаментов, которые оказывают нужное воздействие в короткие сроки.
Авторы: