Несмотря на настораживающие видео о том, как роботы ходят по лестницам и открывают двери, машины пока не имеют возможности немедленно “захватить власть”. Однако автоматизация быстро внедряется во все сферы нашей жизни, поэтому карьеры будущего будут очень сильно зависеть от робототехники. Три эксперта в сфере искусственного интеллекта, робототехники и образования выступили с докладом о будущем взаимодействии людей и машин на конференции EmTech Next, организованной MIT Technology Review в Кэмбридже, штат Массачусетс.
Механические работники теперь умеют выполнять такие задачи как, например, помогать медсестрам в переполненных больницах или приносить различные предметы на складе. Однако эксперты подчеркнули, что по мере того, как эти технологии заменяют наши рабочие места, мы должны создать возможности, для взаимодействия работников-людей с работниками-машинами.
Джули Шах (Julie Shah), руководитель Интерактивной группы по робототехнике в MIT, сказала, что люди “довольно ограничены” в том, как они используют роботов сегодня, отметив, что хотя компания Amazon применяет помощь роботов на своих складах, физически они находятся в отдельных помещениях, а роботы-сборщики на автомобильных заводах работают рядом с людьми, но они не зависят друг от друга.
Шах отметила, что мы прекрасно работаем в человеческих командах — на футбольном поле и в операционных, однако даже для этого необходима практика. Чтобы сотрудничать с другими людьми, человеку (или роботу, если уж на то пошло) необходимо понимать, что кто-то еще думает и просчитывает ваши следующие шаги, чтобы затем быстро приспособится к ситуации.
Шах работает над тем, чтобы сделать это возможным при работе с роботами: она показала пример из своей лаборатории, где исследователи годами сотрудничали с Бостонской больницей, чтобы понять, как медсестры ведут себя по отношению к пациентам. Ученые использовали эту информацию, чтобы помочь роботам понять данный рабочий процесс. Благодаря этому роботы смогли научиться считывать данные пациентов, чтобы делать определенные предположения, скажем, какому пациенту необходимо сделать кесарево, и какая медсестра должна при этом ассистировать.
Однако если в теории — особенно на видео, представленном Шах, где медсестры спрашивают у мобильного робота “Какое решение будет наилучшим?” и получают немедленный ответ — ситуация выглядит неплохо, то в реальности людям еще очень сложно понять, как взаимодействовать с роботами, даже если машины хорошо работают.
Причина заключается в том, что мы привыкли сотрудничать с другими людьми, но роботы, по словам Шах, “для нас существа совершенно чужие”. Совместный труд может принести большую пользу, но только в том случае, если мы применим подходящие ментальные модели.
Мелони Уайз (Melonee Wise), гендиректор компании Fetch Robotics и один из молодых инноваторов 2015 года по версии MIT Technology Review, указала на важность понимания, для какой деятельности роботы просто не подходят.
Сейчас исследователи все больше направляют свои усилия на то, чтобы учить роботов повторять определенные действия, однако Уайз сказала, что это не всегда возможно (Попытайтесь показать роботу, как переворачивать блин, и увидите, как “хорошо” это получается).
Переживаете, что в недалеком будущем ваше рабочее место может занять машина? Вот несколько подсказок, которые помогут вам избежать подобной участи — однако все равно вам стоит учиться сосуществовать с вашими будущими коллегами-роботами.
Продолжайте учиться: Джозеф Аоун (Joseph Aoun), президент Северовосточного Университета и автор книги “Robot Proof: Higher Education in the Age of Artificial Intelligence” (Робото-устойчивость: высшее образование в век искусственного интеллекта), считает, что постоянное продолжение обучения станет “необходимым” для людей, по мере того как ИИ все больше меняет рабочую среду. Он также пропагандирует практическое образование, например, направление студентов на долговременную стажировку, где они могут заниматься творческой работой и исследованиями.
Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах: Аоун также отметил, что люди хорошо выполняют задачи, связанные с творчеством и предпринимательской деятельностью, работой в команде и пониманием ситуаций с разных точек зрения.
Учитесь работать вместе: исследование Шах показало, что у людей возникают проблемы при работе с роботами — даже если последние хорошо выполняют свою часть. Люди склонны к тому, чтобы отбирать у машин работу, что приводит к общему снижению эффективности обеих сторон.
Источник: MIT Technology Review