Слово «зависимость» сразу вызывает у нас ассоциацию с алкоголем и наркотиками. Однако за прошедшие 20 лет появился новый тип зависимости — от социальных сетей. Она может не причинять физического вреда здоровью, как, например, табак или алкоголь, но однако эта зависимость может стать причиной долговременного вреда для наших эмоций, поведения и отношений.
Тогда как старшее поколение, родившееся в период беби-бума после Второй мировой войны, страдало от алкоголя и наркотиков, молодое поколение — так называемое поколение 2000-х, страдает от социальных СМИ. Люди, рожденные с 1984 по 2005 годы, окунулись в цифровой мир, используя технологии для расслабления и взаимодействия с другими. Социальные сети для них представляют огромную важность, ведь это их связь с внешним миром.
Хотя социальные сети используются людьми всех возрастов, они наносят значительно больший вред молодым людям, нежели старшему поколению.
Возможно, зависимость — это слишком сильное слово, чтобы использовать его в контексте социальных сетей, однако оно подразумевает любое поведение, которое приносит удовольствие и при этом является неотъемлемым ежедневным элементом. Все остальное по сравнению с ним блекнет. Социальные сети может и не приводят к болезням почек, циррозу печени или раку легких, однако при всем этом они тоже могут нанести серьезный вред.
Их основное негативное воздействие заключается в перемене поведения: зависимость от социальных сетей означает, что пользователи проводят все больше времени онлайн, чтобы получить аналогичный эффект удовольствия, и это значит, что социальные сети становятся для них основным видом времяпрепровождения. Это также значит, что они уделяют все меньше внимания другим задачам, ощущают неудовольствие от уменьшения или прекращения взаимодействия с соцсетями, и быстрое возобновляют эту активность после того, как ее прекратили.
Также беспокоит то, что социальные сети влияют на сон и «offline» активность, такую как рабочие обязанности и прямое общение лицом к лицу. Они также связаны с депрессией и одиночеством, которые могут быть как причиной, так и последствием зависимости от соцсетей.
Среди молодого поколения наблюдаются компульсивные порывы проверять и постоянно обновлять свой профиль в соцсетях. Молодые пользователи часто ошибочно полагают, что, если у них возникнут проблемы, они смогут получить помощь от онлайн-сообщества, даже если оно состоит из относительных незнакомцев.
Большинство людей отчасти полагается на свою способность судить о собственном мышлении и поведении при формировании своего образа. Проблема соцсетей заключается в том, что этот образ больше зависит от других и их мнения о нас. Недавнее исследование обнаружило более высокий уровень нарциссизма (раздутого представления о собственном уме, академических способностях и привлекательности) среди студентов колледжей, по сравнению с предыдущими поколениями. Это плохой знак для общества, где само-рефлексия является ключом для принятия информированных и взвешенных решений.
Цифровой век изменил природу зависимости у поколения 2000-х, заменившего одно вредное поведение другим. Социальные сети действительно сменили алкоголь как способ взаимодействия с другими людьми. Поэтому, возможно неудивительно, что за последние десять лет наблюдается 20% увеличение числа непьющих среди людей от 16 до 24 лет. Десять лет назад оно составляло 17%. Теперь проводить время онлайн считается более приятным, чем проводить его в баре с друзьями.
Для зависимости от социальных сетей нет общепринятого лечения. Хотя мы начинаем обращать все больше внимания на эту проблему, зависимость от соцсетей не считается психическим расстройством. Нам необходимо дать более четкое определение этого заболевания с течением времени. Нам нужно ответить на ключевые вопросы, такие как: является ли это наследственным? Можно ли провести анализ крови, чтобы отличить эту зависимость от других психических расстройств? Реагирует ли она на лекарства или психологическую терапию? И это только некоторые вопросы, на которые нужно найти ответ.
Источник: MercatorNet