Московские власти очень полюбили праздники. И не только Новый год. По районным управам и советам муниципальных депутатов разосланы директивы “весело” отметить и все остальные возможные события — от дня Святого Валентина и Масленицы до годовщины Октября, не пропустив при этом на всякий случай День взятия Бастилии.
Списки информационных поводов лежат на столах и требуют реализации, из дома 13 на Тверской интересуются. Чиновники управ совещаются с депутатами, те зовут общественников, общественники дискутируют в соцсетях и между собой. Некоторые из них, глотнув адреналина на прошлогодних муниципальных выборах, поверив в силу объединенных жителей, стали рисовать свои сценарии проведения праздников. С привлечением жителей, артистов, шутками и музыкой. Они справедливо полагают, что районный праздник без участия жителей этого района смотрится странно и прежде всего скучно и уныло.
Но тут появился Огурцов. (хоть мы все помним “Карнавальную ночь”, эту сцену рекомендую посмотреть, чтобы освежить реплики и интонации.)
Практически не изменившимся за 70 лет голосом Огурцов произносит: “Я уже все продумал. Из терема на сцене выходит докладчик и коротенько, минут на 40, дает свое выступление”.
Минуточку, восклицают общественники, подготовить хороший праздник — дело нешуточное. И опять слышат знакомое: “Не беспокойтесь. Я и сам шутить не люблю, и людЯм не дам”.
Появилась идея припереть Огурцова к стенке мировым опытом. Лично я не уверен в позитивном воздействии таких рассказов — мы ж на Запад смотрим свысока, но пару воспоминаний о своем любимом городе предложить могу.
Для Барселоны тема праздников — наверное, вторая по популярности после футбола. К тому же они часто совпадают, особенно после очередной победы родной команды. От фиесты не спрятаться. Если уж праздник, то так, чтобы всем было весело, поэтому до поздней ночи в ресторанах тусит народ, а грохот барабанов и музыка будут раздаваться до утра.
Праздников много. Есть общегородские, есть районные, есть праздники популярных ресторанов и отдельных улиц. Они прокатываются по городу от квартала к кварталу и только туристам или недавно поселившимся жителям кажется, что процесс носит стихийный характер.
Никакой стихийности. При всей живости характера барселонцев, процессом управляют, и сразу из нескольких точек. Этим занимаются сотрудники мэрии или местных управ (Ayuntamiento), руководители объединений жителей, волонтеры, художники, артисты и рестораторы.
Коренное отличие от Москвы в том, что все знают: без сообществ жителей праздник не получится.
Впрочем, необходимо уточнить, что сообщества — это не только Facebook. Спасибо климату, морю, солнцу и вину! Испанцы не утратили вкус к оффлайн-общению. Загляните после обеда в любой барселонский двор.Там за столиками сидят те самые жители и не в экраны гаджетов пялятся, а говорят друг с другом, попивая вино или кофе. Читают газеты (забытая в Москве картинка) и тут же обсуждают новости. Кроме того, они активно, независимо от возраста, ходят в кружки, секции и на заседания разнообразных обществ и клубов. Цена участия там, если вообще есть, чисто символическая.
В подготовке праздников чиновники действуют грамотно и тактично. Конечно, не стоит идеализировать. Они все разные. Дураков и бюрократов и здесь хватает. Но я говорю об общем тренде, благодаря которому с дураками вполне можно справиться. Дают разрешения на перекрытие улиц, выделяют полицию, усиливают наряды мусорщиков.
В сценарии главное — атмосфера веселья. Обязательное условие ее возникновения — участие жителей на всех стадиях подготовки. Для связи с населением используются все каналы. Информационные технологии обязательно, ведь не случайно именно в Барселоне ежегодно проходит одно из ключевых IT-событий, Всемирный мобильный конгресс. Электронные средства дополняются листовками и афишами, венчает же всю пирамиду сарафанное радио. Это важнейший канал доведения информации до жителей. Он включает старших по дому (президентов лестниц), кружки, общества и клубы, объединения родителей, пенсионеров, любителей бега трусцой и всех остальных.
Мне кажется, основную работу делают именно они, собирая артистов, художников и танцоров. Параллельно на официальных сайтах открывается запись волонтеров, где принимают любого, готового оказать техническую помощь или принять творческое участие. К большим праздникам подтягиваются спонсоры. (Наши управы таким инструментом не пользуются). Спонсоры ставят шатры и палатки со своей символикой, а в шатрах могут дегустировать вино или показывать кино про школу танцев.
Это только кажется, что музыкантам и артистам нужно много платить. Испанцы не разрушили инфраструктуру организации человеческих хобби. Везде есть танцевальные клубы, школы и классы, самодеятельные оркестры и группы. Огромное число людей, весело и радостно принимающих участие в празднике. Дайте сцену, и все классы танцевальной школы пойдут выступать. Особенно если эта сцена — улицы родного квартала. Парад музыкантов, оркестров и танцоров часто используется в программах праздников, а маршрут прокладывается так, чтобы были задействованы все кафе и бары. Улицы перекрывают, можно танцевать на асфальте. Полиция работает вежливо и по ситуации, поэтому если видят, что у тебя безвыходная ситуация и нужно проехать, машину пропустят.
На районных фиестах докладчиков не слышно. Зато есть вино и хорошие закуски. Представьте себе площадь, на которой одновременно играют (в разных углах несколько музыкальных коллективов), работают рынки старьевщиков и букинистов, выступают цирковые гимнасты и жонглеры. В палатке молодой писатель представляет свою книгу и ничего, что общий тираж его произведений меньше 1000 экземпляров. Лишь бы рассказчик был хороший.
На соседней улице — парад ресторанов — десятки лотков с фирменными блюдами и закусками. Для городского общепита это и конкурс, и реклама. Бюджетные деньги для этого не нужны. Вообще, очень многие элементы праздников делаются самими жителями. Им нужна только техническая и организационная поддержка.
Приглядевшись замечаешь, что только явные туристы созерцают происходящее с видом случайных посетителей. Остальные разговаривают. Испанцы вообще очень активно общаются и хорошо знают соседей, поэтому праздновать ходят целыми компаниями.
Особенно любопытный формат — праздник дома или двора. Для нас это как воспоминание из другой эпохи, когда в Москве еще были дворы. Увы, сумасшедшая градостроительная политика уничтожила такую форму организации пространства. Дворов в Москве почти не осталось. Иногда я даже думаю, что одна из задач урбанизации и заключатся в том, чтобы максимально разрушить горизонтальные социальные связи.
А кстати, как празднует двор? Очень просто и, разумеется, по-домашнему. Мужчины строят сцену и приносят из Ayuntamiento усилитель и колонки. Бодрая домашняя рок-группа наяривает знакомые всем мелодии, женщины жарят сосиски на углях и разливают вино и пиво. Дети тут же гоняют мяч или просто носятся как ненормальные, привнося свою долю сумбура и веселости. Кто хочет танцует, остальные разговаривают, выпивают, играют в домино. И все это в переулке, примыкающем к центральной улице. Попробуйте представить что-нибудь похожее, например в Настасьинском. Не получается?
Чиновников не видно. Аппаратуру выдали, разрешение оформили. Что еще? Ну может быть после работы кто-нибудь заглянет выпить вина в хорошей компании.
К чему я это все? К тому, что в Москве, наверное, тоже можно сделать районный праздник, если чиновники поймут, что в народном действии главный участник — сам народ. (Но с такими требованиями можно очень далеко зайти…)
Поэтому, как часто бывает, нам втюхивают элементарную подмену понятий. Говорят про праздники, а список называется “план мероприятий”.
Автор: Борис Зверев, медиаэксперт, журналист, администратор группы в FB «Соседи.Белорусская-Новослободская-Маяковская».