Когда Илон Маск неосторожно написал в Твиттере (всего лишь в Твиттере!) о своих планах привлечь, кажется, арабского инвестора в Tesla, он уже на следующий день получил приглашение в Комиссию по ценным бумагам США для дачи объяснений. Комиссия заподозрила бизнесмена в попытке повлиять на рыночную стоимость акций компании. Потом был еще твит о планах производства и тоже расследование. В общей сложности за пару твитов Маска оштрафовали на 20 миллионов, лишили должности председателя Совета директоров и вообще запретили подходить к соцсетям без согласования с юристом. Такая вот небольшая иллюстрация к правилам функционирования американского рынка ценных бумаг, самого большого в мире. А также имеющего репутацию надежного и стабильного.
Но почему-то именно от этого рынка хочет «оградить» россиян Центральный Банк, считаюший, что в целях защиты от заокеанских опасностей, необходимо ограничить право граждан покупать акции всяких там Google, Amazon и Apple. Мол акции компаний, каждая из которых стоит, на минуточку, дороже всех отечественных «фишек» вместе взятых, это рисковые активы, а россиян надо беречь от опасностей.
Конечно, то то ли дело отечественная экономика, динамично как бы растущая вот уже 20 лет, о чем нам рапортует официальная как бы статистика.
Как раз в пятницу подоспела иллюстрация на эту тему. Совершенно неожиданно некий депутат Антон Горелкин внёс законопроект об информационно значимых интернет-ресурсах, предлагающий ограничить долю иностранцев в них 20-ю процентами. Ну а значимым может оказаться любой ресурс — большая компания, сайт или даже игрушка для смартфона.
Разумеется, все моментально поверили. А как было не поверить, когда идея идеально ложится в русло политики самоизоляции. Ведь вряд ли авторов проекта смущает, что российский технологический сектор вместе с деньгами потеряет и доступ к мировому опыту — в играх патриотов это никогда не было тормозом. Возможно, наслушавшись сообщений Росстата, они думают, что этот опыт особо и не нужен, но мы-то знаем во что превращаются технологические компании, когда их окружают забором и охраной, проходили ещё 60 лет назад — такие компании превращаются в «шарашки» и «ящики».
Разумеется, все подумали про Яндекс, вокруг которого давно уже идет подозрительная возня. И ведь как удачно было выбрано время для объявления о законопректе, как раз в день публикации довольно положительного финансового отчета Яндекса. На новости об отчете акции очень прилично выросли, а на новости о законопректе колом полетели вниз. Совпадение? Бросьте! Ни один здравомыслящий человек не верит в подобные случайные совпадения.
Потом началась конспирология, мол это месть Грефа за разрыв со Сбербанком, это происки конкурентов — Mail.ru и других, это большая политика и заговор одной кремлевской башни против другой. Но, наверное, самая популярная тема — махинации и манипулирование ценой. В самом деле, заработать десятки и сотни миллионов долларов за несколько часов, это так заманчиво.
Типичное сообщение в трейдерском форуме
Очень может быть и то, и другое, и всё вместе взятое.
Уверен, что Яндекс справится, хотя никогда не любил его за слишком откровенную готовность выполнять желания власти, но дело не в этом. Есть вопросы к руководству ЦБ. Первый: разве это нормально, что любой депутат может сочинить нечто в своем кабинете, окрестить это законопроектом и, даже не обсудив с участниками рынка и регуляторами, заявить о нем с трибуны парламента? Второй: это и есть тот самый «более безопасный и стабильный» рынок ценных бумаг, который предлагается россиянам в качестве замены американскому? Ну и третий: правильно ли я понимаю, что Горелкин не только не будет никаким образом наказан, но даже никакой попытки расследования мы не увидим?
Разумеется, вопросы носят риторический характер, да и все менее актуальны — очень многие российские частные инвесторы выводы сделали давно и открывают инвестиционные счета там, где нет ни горелкиных, ни набиуллиных.
Автор: медиаэксперт Борис Зверев (zen-канал И грянет гром)