На исторической сцене Большого театра 29 мая прошла премьера балета «Конек-горбунок». Это первый балетный спектакль Большого под руководством Валерия Гергиева. Впервые «Конек-горбунок» Родиона Щедрина был поставлен в Большом театре в 1960 году и танцевался в трех актах, новая версия состоит из двух и это, по-моему, не случайно. Балетной составляющей на три акта не хватает. По сути хореограф Максим Петров (худрук Екатеринбургской балетной труппы), режиссер Антон Морозов (главреж Саратовского драматического), художник-постановщик Юлиана Лайкова (главный художник «Урал Оперы Балета») явили публике яркое зрелищное представление, поражающее грандиозным звездным небом, парящей огненной Жар-птицей, зависшим на потолке парусником в царстве морского дна, обилием дыма-пара, стильными костюмами в полной гармонии с цветовым решением всей сценографии спектакля, но хореографически неубедительное. Первая сцена, повествующая о житие-бытие Ивана с братьями, старцем-папашей, немного похожим на Ивана Грозного, и неожиданно примкнувшим к ним барышням в кокошниках, несколько обескураживает. Однако, со временем, замысел авторов становится понятным — надо как-то заполнить сцену танцевальными «двойками-четверками», главных героев, со скупо прописанными па, явно недостаточно.
Удивительно, что талант и профессионализм солистов Большого театра, их огромные хореографические возможности не воодушевили Максима Петрова на насыщенные, характерные вариации. Заметно оживляется действие с появлением народа, то ли вышедшего поплясать в «линеечку» и поводить хороводы на ярмарке, то ли встретить царя-батюшку, въезжающего на площадь прямо на царском ложе, в окружении белоснежных красавиц, именуемых почему-то няньками. Дворец вообще как-то не сложился, лишь в задней части сцены одиноко возвышалась царская кровать, вокруг которой суетилась ключница, в европейском платье, такая бюргерша в чепце. В образе царя — блестящий премьер Большого Вячеслав Лопатин но танцевать ему прямо скажем было нечего, оставалось только гротескно кривляться и требовательно грозить кулачками. Яркой стайкой прилетают в покои диковинные птицы, костюмы на них изумительной красоты, танец более выразительный, проглядываются знаменитые балетные «цитаты» из Лебединого и Баядерки. Смотрится почти с восторгом. Жар-птица — хрупкая Анастасия Сташкевич, безупречно исполняющая все задуманные па, вынуждена метаться по сцене между Иваном и вездесущим Коньком и, несмотря на быстроту ног и легкость, все же оказывается плененной. Тут всё, как задумывал сказочник Ершов. Далее всех ждет путешествие на дно морское, очень красивое и таинственно подсвеченное. Женский кордебалет весь в белоснежном и пышном, танцует, несмотря на всю неслаженность и огрехи, свободнее, стараясь выдерживать линии и диагонали, витиеватые проходы а-ля ручеек, пытается уравновесить хореографический хаос. У Царицы дна рисунок танца прост и понятен, костюм и корона восхитительны. Юлия Степанова — настоящая балетная красавица с изящными руками, четкими ногами и величавой статью вовсю старается наполнить героиню драматическим смыслом. Дуэт у них с Иваном сложился, пара эффектных высоких поддержек порадовала и, в общей суете жителей дна морского, запомнился. Финал — мощный, наполнен всем и всеми, в буквальном смысле «смешались в кучу кони люди», в огромном котле кто нужно похорошел, другой сварился, ключница и подтянувшийся из села старец-отец благословили птицу-девицу и Ивана, красный злой гений Спальник с опричниками в кожанках изгнаны. «Здесь публика аплодирует, аплодирует!» Как замечательно, что в конце хореограф наградил солистов чем-то похожим на па-де-де. В вариации и совместной коде Ивану — Владиславу Лантратову удалось-таки продемонстрировать свой талант премьера Большого. Его высокие прыжки, четкие вращения, музыкальность, трепетное отношение к партнерше — всё было очень похоже на балет. Браво! В целом все солисты выглядели безукоризненно, выкладывались там, где было возможно и невозможно, а вот кордебалет был несостоятелен — нестройный, с заметными огрехами, ну можем списать на «сырость» первых выступлений.
Безусловно спектакль состоялся во многом благодаря самобытной, иллюстративной, яркой музыке Щедрина. Постановки могут быть спорными, режиссеры могут фантазировать, хореографы экспериментировать, а музыка Родиона Щедрина прекрасна и вечна.
Поздравляем с премьерой, Большой театр!
Автор: редактор рубрики «Культпоход» Анна Виноградова