Кинематограф США (Голливуд) часто рассматривают как еще один фронт внешней политики США. Самым явным историческим примером этого является серия фильмов «Рэмбо», где неуязвимый солдат Сильвестра Сталлоне (Sylvester Stallone) борется с коммунистическими врагами Америки.
Фильмы про Рэмбо были сняты на фоне Холодной Войны, в свете стратегической оборонной инициативы «Звёздные войны» и советского вторжения в Афганистан в 1979 году. Они также были отражением растущей уверенности американцев в своих силах в период правления президента Рейгана после пессимизма в пост-вьетнамскую эпоху. Однако Голливуд — не единственная киноиндустрия, виновная сегодня в подобном кинематографическом патриотизме.
Китай обрёл своего Рэмбо в лице Лэнг Фэна, героя недавнего хита китайских показов — «Война волков 2» (战狼2). Фильм оказался весьма успешным, собрав с момента первого показа в конце июля 2017 года более пяти миллиардов юаней по всей стране, по сравнению с довольно слабыми сборами у его американского «коллеги».
Так же как Рэмбо принял на себя мощный удар советской империи 1980-х, Лэнг, в исполнении китайской суперзвезды, Ву Джина (Wu Jing/吴京), выступившего к тому же режиссёром фильма, борется с иностранными врагами Китая. Хотя фильм имеет сильный патриотический характер, сюжетная линия и действия идут по пути, проложенному его голливудским предшественником. Послание картины, уподобляясь многим голливудским фильмам, указывает на изменения во внешней политике и современных настроениях Китая – также, как это сделал Рэмбо для рейгановской политики в период Холодной войны.
Эхо Ливии
Сюжет представляет собой стандартный экшн с Лэнгом: китайский солдат-одиночка отправился в выдуманное африканское государство, находящееся в разгаре гражданской войны, чтобы спасти китайских рабочих и их африканских товарищей, одновременно выслеживая людей, виновных в смерти его невесты. Хотя основная линия фильма соответствует блокбастерам 1980-х годов, он напоминает недавние события на Чёрном континенте.
Почти в начале фильма китайских граждан берет на борт корабль военно-морского флота Народно-освободительной армии, что напоминает об эвакуации китайцев из Ливии во время гражданской войны 2011 года. Данная сцена намекает на то, что это было важный момент изменения китайской политики в Африке.
Далее подобная смена позиции еще больше усиливается, когда Лэнг начинает спорить с отвечающим за эвакуацию адмиралом, который заявляет, что отсутствие китайской интервенции связано с действиями ООН, а вовсе не с нежеланием Китая вмешаться в происходящее.
Параллель с Ливией видится и в том, что злодеи изображены всего лишь марионетками своих подлых западных советников, группы наемников под предводительством Большого Папы (Фрэнк Грилло). Это аллюзия на помощь, предоставленную в свое время НАТО оппозиции Каддафи, и намек на то, что повстанцы не смогли бы иметь успех без поддержки Запада.
Связывающие узы
«Война волков» — это одновременно критика внешней политики Запада, и выражение солидарности с Африкой, тесное сотрудничество со странами которой началось еще в период послевоенной деколонизации, когда Китайская народная республика помогала многочисленным движениям за независимость на континенте, борющемся против эксплуатации и суровой колониальной политики.
Возлюбленная Лэнга, Рейчэл Прескотт Смит (играет Селина Жаде/ Celina Jade), намекает на это во время короткой передышки на кладбище китайских мигрантов в Африке. Рассказывая детали страданий в прошлом черного континента, она ссылается на то, что рабство было принесено туда чужаками. Девушка не называет их напрямую, однако становится очевидно, что она говорит о европейских империях, которые в прошлом управляли большей частью африканского континента. Это представляется как противоположный взгляд на идею, что анти-колониализм стал ключевым фактором развития значительной части сино-африканских связей в 20 веке.
Солидарность, выраженная в «Войне волков 2» отражает внешнюю политику КНР. После развала Советского Союза, приоритеты Китая сместились на экономическое развитие, а Африка, с ее изобилием ресурсов, превратилась в особо важный компонент для достижения этой цели, особенно в связи с тем, что США и Россия после Холодной войны не особо обращали на нее внимание.
Подъем дракона
В то же время, «Война волков 2» еще и служит демонстрацией растущей военной мощи Китая — так же, как и в фильме Рэмбо. Это происходит в свете военной модернизации Китая, объявленной Си Цзиньпином (Xi Jinping) в марте 2017 года на 90-ю годовщину основания Народно-освободительной армии. Сила Китая показывается в конце фильма, когда китайский флот прибывает, чтобы расправиться с остатком западных злодеев и их африканскими марионетками, пока Лэнг воюет со своим американским противником.
Рост военной мощи Китая сопровождается большим желанием ее использовать — военное присутствие страны в Африке было подкреплено созданием военно-морской базы в Джибути, что должно расширить и усилить влияние Китая на африканские государства.
Если в будущем историки кино проведут анализ фильма «Война волков 2», они скорее всего придут к выводу, что это отражение растущей уверенности Китая и его стремления утвердится в эпоху Си Цзиньпина — также как Рэмбо показал американскую самонадеянность в эпоху Рейгана. Эти настроения, совместно с проведением инициатив мягкой силы Китая, иллюстрируют новый сдвиг во внешней политике КНР, который соответствует растущей мощи государства.
Источник: The Conversation