На IV Петербургском международном онкологическом форуме «Белые ночи» (http://forum-onco.ru) пройдет Конференция под названием «Правильное лечение для правильного больного». На ней ведущие специалисты России, Европы и ближнего зарубежья обсудят новые эффективные подходы в борьбе с раком и методики помощи онкологическим больным. Специально для RefNEWS побеседовал с председателем Конференции, заслуженным врачом Российской Федерации, профессором НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой Борисом Афанасьевым.
— Борис Владимирович, какие проблемы вы планируете поднять на Конференции в рамках онкологического форума «Белые ночи»?
— И мой доклад, и, полагаю, многие дискуссии на Форуме будут посвящены иммунотерапии раковых опухолей. Сегодня онкология – одна из самых быстроразвивающихся медицинских наук. Это обусловлено целым рядом фундаментальных открытий, сделанных за последние годы. Ученым удалось определить многие аспекты канцерогенеза на генном уровне, показать решающую роль изменений в так называемых «иммунных контрольных точках» (immune check points), а также разработать глобальную систему противоопухолевого надзора.
— Ответ на следующий вопрос будет, наверное, прежде всего, интересен специалистам в своей области. Какие гены вызывают толчок к росту опухоли?
— У нас сегодня не вызывает сомнений, что развитие опухолей в значительной степени контролируется экспрессией генов оси PD-1 рецепторов и PD-L1, PD-L2 лигантов, к которым ученым уже удалось получить антитела ингибирующего свойства. Это особенно хорошо видно, если посмотреть на один из вариантов злокачественной опухоли лимфоидной ткани – классическую лимфому Ходжкина, где гиперэкспрессия генов лигантов приводит к параличу системы противоопухолевого надзора. Открытие этого механизма и других нарушений функции иммунокомпетентных клеток при раке привело к тому, что иммунотерапия злокачественных новообразований стала наиболее перспективным направлением развития лечебной стратегии.
— НИИ им. Р. М. Горбачевой специализируется на проведении наиболее сложных и дорогостоящих операций – трансплантациях костного мозга. Какие сейчас возникают проблемы в процессе оказания этой высокотехнологичной медицинской помощи? Что на ваш взгляд требует незамедлительного решения и внимания государства и правительства?
— За последние годы в нашей стране в области гематологии, онкологии и трансплантации костного мозга произошёл значительный прогресс, операции по трансплантации костного мозга проводят все более успешно. Однако в будущем нам необходимо создание единого Национального регистра доноров костного мозга.
— Сколько пациентов вашей клиники сегодня проходят химиотерапию? Кому она назначается и в каких случаях? Оплачивается ли химиотерапия государством? Что изменилось за последние 10 лет?
— Каждый год у нас в Институте химиотерапию получают более 2000 больных с различными злокачественными заболеваниями. Их лечение оплачивается государством. Хочу отметить, что за последние годы значительно увеличилось финансирование со стороны Министерства здравоохранения России, хотя на сегодня его все равно недостаточно для оказания помощи всем нуждающимся, поскольку квот не хватает.
— Борис Владимирович, многие пациенты считают, что трансплантация костного мозга и сопутствующая ей химиотерапия – это терапия отчаяния, когда уже ничего не помогает. Так ли это?
— Нет, не могу согласиться с такой постановкой вопроса. Трансплантация костного мозга и химиотерапия – это, напротив, терапия надежды для онкобольного. Проблема в другом. А именно в том, что многие злокачественные заболевания диагностируются на поздних стадиях, когда лечить уже намного сложнее. К нам на трансплантацию поступает множество больных с целым списком противопоказаний. Конечно, в этих случаях риск летальных исходов очень большой.
— Каково, на ваш взгляд, состояние российской лекарственной терапии в целом?
— После развала СССР практически вся фарминдустрия осталась на территории теперь уже бывших союзных республик – в Латвии, Литве, Белоруссии, Украине. Сократились и поставки медикаментов из Венгрии и Польши. Так что в первой половине 90-х ситуация была катастрофической. Однако за последние годы положение значительно улучшилось, появились отечественные фармацевтические компании, которые начали выпускать широкую линейку препаратов, пусть во многом и дженериков. Но, конечно, для онкологических больных большую часть лекарств приходится ввозить из-за рубежа, в этом случае полное импортозамещение пока невозможно. Здесь нам предстоит еще многое сделать.
Беседовал журналист Георгий Крысенко