На тему нереалистичных женских стандартов красоты написано много. Актрисы, модели и популярные телеведущие в своем большинстве обладают очень худой фигурой, что оказывает разрушительное воздействие на самооценку бесчисленного количества женщин.
Однако за последние годы была отмечена еще одна тенденция: в СМИ, чьей целевой аудиторией являются прежде всего женщины, стали фигурировать не только весьма худощавые, но еще и очень мускулистые модели.
Как психологи, исследующие проблемы физического имиджа, мы решили проверить, замечают ли сами женщины этот тренд?
К настоящему моменту большинство женщин, возможно, уже заметило разницу между тем, как выглядит их тело, и какими невозможно худыми кажутся женщины на телевидении и на фото в журналах.
Подобная разница была впервые отмечена в исследовании 1980 года, где вес тела обычных американок сравнивался с весом выдающихся медиа-знаменитостей, участниц шоу Мисс Америка и звезд журнала Playboy. Ученые обнаружили, что с 1959 по 1978 год вес среднестатистической гражданки США увеличился, тогда как женщины, появляющиеся на телевидении, становились все стройнее.
Это важно, потому что у женщин в особенности, постоянное напоминание о том, что нужно выглядеть стройной, приводит к неудовлетворенности своим телом, что вызывает ухудшение настроения и понижает самооценку. Те, кто стремится к идеальной фигуре, часто страдают такими расстройствами поведения, как чрезмерное ограничение питания или принудительная чистка кишечника.
В исследовании 2002 года ученые начали специально транслировать западные телеканалы для женщин острова Фиджи. Перед началом исследования жители острова считали, что упитанная женская фигура — это признак здоровья. Однако после просмотра западного телевидения исследователи отметили, что женщины, в попытках выглядеть стройнее, стали чаще страдать от булемии и жесткой диеты.
Появление «фитоняшек» — новая норма?
В последние годы выросло влияние соцсетей. На этих интернет-платформах женщины способны выбирать, какой контент они хотят у себя видеть, и что им нравится. Социальные платформы, от Facebook до Instagram, используют информацию пользователей для внедрения ее в алгоритм, влияющий на содержимое рекламы, показываемой пользователям в новостной ленте.
Один из популярных рекламных трендов – это «фитоняшки». На видео и фото женщины и девушки, занимающиеся спортом и стоящие в таких позах, которые подчеркивают определенные мышечные группы — пресс или ягодицы.
Пропагандируя мускулистую фигуру, эти изображения якобы продвигают здоровый спорт. Однако анализ текста, сопутствующего этим образам, показал, что они часто несут вызывающие вину послания, сосредоточенные на физическом имидже (например: «Втягивайся (в тренировку) сейчас, чтобы не пришлось втягивать потом живот»).
В действительности, одно из исследований даже показало, что преобладающее количество (72%) подобных постов больше подчеркивает внешность, чем здоровье (22%).
Причем эта внешность не только подчеркивает мускулы, но еще и стройность.
Является ли это новым идеалом фигуры?
Мы попытались ответить на этот вопрос, проведя небольшие исследования.
В первом опросе мы предоставили 78 девушкам-студенткам фотографии победительниц конкурса красоты «Мисс США» с 1999 по 2013 год. Так как это соревнование проводится каждый год, оно служит надежным показателем стандарта привлекательности. Для данного исследования мы выбрали изображения победительниц конкурса красоты, где видно их фигуру в купальнике, но не видно лица. Затем участницы исследования должны были оценить каждую победительницу по уровню стройности, мускулистости и привлекательности. Оценка показала, что в течение 15 лет Мисс США становились все стройнее и мускулистее.
Во втором исследовании мы решили проверить, насколько женщины стали отдавать предпочтение стройному и подтянутому типу фигуры.
Для этого мы показали 64 студенткам две версии семи разных изображений. В одной версии была стройная, мускулистая модель. В другой – поджарость и выпуклость мускул были удалены с помощью компьютера, делая модель просто стройной. Участницы просматривали эти изображения одно за другим в случайном порядке, оценивая их по стройности, мускулистости и привлекательности, чтобы можно было определить, насколько типичными являются эти изображения для социальных сетей.
Результаты показали, что участницы смогли увидеть разницу в мускулистости моделей на картинках и посчитали их все типичными изображениями для соцсетей. Однако не было выявлено явного предпочтения одному типу фигуры по сравнению с другим.
В финальной части исследования мы показали участницам анализа парные изображения, попросив их отметить, какое из них они предпочитают. В таком формате девушки в преобладающем большинстве выбрали изображение стройной и мускулистой модели, а не просто стройной.
Благородный смысл и губительный эффект
Возможно, вы задаетесь вопросом: разве для здоровья плохо, что женщинам стала нравиться мускулистая фигура?
Дело в том, что задача подкачать мышцы прибавляет еще один недостижимый идеал – и еще один слой давления на слабый пол. Девушкам и женщинам не только приходится ограничивать потребление калорий, но еще и качать мышцы.
Фитоняшек окружает обманная философия с благородным смыслом, что это на пользу здоровью и мы боимся, что наша культура погружается в еще более вредоносную пропаганду «идеального» женского тела, которая приводит только к нарастанию неудовлетворения.
Источник: The Conversation