За одну неделю самоубийство двух знаменитостей и новый доклад Центра по контролю и предотвращению заболеваний (CDC) привлекли внимание общественности.
Все средства массовой информации полны новостями о том, что знаменитый дизайнер-модельер, Кейт Спейд (Kate Spade), покончила с собой в четверг на прошлой неделе, о том, что Центр по контролю и предотвращению заболеваний опубликовал новый доклад, и о том, что известный шеф-повар и ведущий телепередачи, Энтони Бордейн (Anthony Bourdain) совершил самоубийство в пятницу, на следующий день. Обратить внимание на эту проблему следовало уже давно, причем это нужно было сделать не только в новостях.
Отчаяние заметно повсюду, однако очень мало кто отдает себе в этом отчет. Людям нужно увидеть свет и надежду.
В январе 2018 года я начал новую серию радиопередач с участием доктора Арона Кериати (Aaron Kheriaty), помощника профессора психиатрии и директора программы по медицинской этике в медицинском институте Университета Калифорния в Ирвине, посвященную теме психического здоровья и тому, что можно и нужно делать в связи с душевными проблемами, потому что количество проявлений психического нездоровья в обществе начало возрастать в масштабах эпидемии, особенно среди подростков и молодых людей.
Статья доктора Кериати под названием “Dying of Despair” (Умираю от отчаяния) послужила началом наших обсуждений и вылилась в целую серию передач каждую неделю и месяц этого года, вызывая многочисленные вопросы слушателей по всей стране, срочные и не очень, от людей, которые страдают или нуждаются в помощи для своих родных и близких, испытывающих проблемы, с которыми они не знают, к кому обратиться.
Ангус Дитон (Angus Deaton), экономист из Принстона, получивший Нобелевскую премию за работу о нюансах измерения человеческого благополучия, продолжает наблюдать за явлением, превратившимся в национальную эпидемию самоубийств и депрессии. В своем недавнем исследовании он обнаружил тревожное увеличение количества смертей от наркотиков, алкоголизма и самоубийств с начала 1999 года — эта тенденция особенно заметна среди белых американцев, родившихся после 1975 года. Дитон называет это “смертью от отчаяния”.
В связи с эпидемией преждевременной смерти, впервые с 1930-х годов общая продолжительность жизни в США начала сокращаться. В 2000 году вспышка смертей от отчаяния сконцентрировалась на юго-западе страны (штаты Невада, Аризона и Нью-Мексико). К 2007 эта тенденция начала распространяться на Аппалачи, Флориду и Западное побережье. К 2014 году эпидемия охватила всю страну, включая как сельские районы, так и города всех штатов Америки. Добавьте к этому эпидемию передозировки наркотиками за последние годы, ставшую самым худшим кризисом наркомании в истории США по количеству смертей, причем пока не заметно никакого снижения темпов смерти от отчаяния.
На данный момент депрессия является самым распространенным медицинским или психическим расстройством в Соединенных Штатах. Согласно данным Всемирной организации здоровья, депрессия стала ведущей причиной инвалидности по всему миру.
Мы являемся свидетелями увеличения чумной меланхолии.
Почему? Что стало причиной перевеса общественного баланса в эту ужасную сторону?
По словам Дитона, увеличение количества самоубийств зависит “от семьи, от духовного удовлетворения и от того, как люди воспринимают смысл и удовлетворение своей жизнью в тех сферах, которые выходят за пределы материального успеха”. Семья является первым обществом, в котором зарождается наше социальное самосознание и формируется защищенность, поэтому упадок семейного уклада привел к тому, что многие американцы стали легкой добычей для отчаяния.
Социологи отмечают тесную связь между отказом от брака и сокращением религиозности, особенно среди рабочего класса. Как последствие этих изменений, многие американцы “потеряли связность в своей жизни”, как выразился Дитон. Это привело к потери смысла жизни и надежды.
А, как утверждает доктор Кериати, “мы не можем жить без надежды”.
Мы не можем исправить культуру достаточно быстро, чтобы повернуть вспять десятилетия упадка социальных связей и душевного здоровья, однако учитывая то, как быстро распространяются новости в соцсетях, активность поп-культуры и массовую пропаганду, уже имеющиеся хорошие ресурсы могут достигнуть гораздо большего количества людей, распространяя информацию об этой проблеме от человека к человеку с помощью общественных или даже национальных компаний.
Новый доклад CDC сочетает факты, статистику, карты и таблицы с практическими советами. Он полон рекомендациями, ссылками, ресурсами и просто обычными вещами, которые можно начать делать уже сейчас.
5 шагов как помочь человеку в группе риска
• Задавайте вопросы.
• Окружайте их заботой.
• Будьте рядом.
• Помогайте им налаживать контакт.
• Наблюдайте.
Станьте человеком, который может спасти кому-то жизнь.
Недавно общество Католических епископов Калифорнии опубликовало очень подробное, полезное и хорошо написанное пасторское послание под названием “Надежда и исцеление”, направленное в помощь тем, кто страдает от душевных расстройств. Они сотрудничали с пациентами, их семьями, медиками, опекунами и священнослужителями, чтобы составить это письмо с рекомендациями и советами.
Даже тот, кто не страдает от серьезных душевных расстройств, может, в некоторой степени понять того, кто болен, так как никто из нас не может быть полностью свободен от периодов волнения, эмоционального беспокойства, странных или навязчивых мыслей или сильных искушений.
Мы осознаем, что серьезное или хроническое душевное заболевание является уникальным состоянием, и не следует умалять его влияние; однако при попытках исправить это состояние, нужно преодолеть разделение “нас” от “них”, которое отделяет нас друг от друга. Любой может страдать от проблем с душевным здоровьем, некоторым требуется терапевтическое вмешательство или специальная медицинская помощь. Даже те, кто заботится о нуждах других, включая священников в Церкви, сами являются “раненными целителями”…
Люди с душевными заболеваниями часто страдают в молчании, скрываясь от людей, которые не подозревают об этом. Рассмотрим этот разительный контраст: человек, страдающий от физического заболевания, например, рака, обычно получает много сострадания и поддержки от членов своего прихода или общества, а человек с душевным заболеванием, таким как депрессия, парализующее беспокойство или биполярное расстройство, зачастую испытывает изоляцию и недостаточную поддержку, часто из-за несправедливого клейма, которое накладывает этот диагноз. Этого не должно быть в нашем обществе, как в светском, так и в религиозном. Люди, испытывающие душевное расстройство, не должны в одиночку нести это бремя, то же самое касается их семей, которые героически стараются помочь своим любимым. Мы, христиане, должны видеть этих людей, сопровождать, ободрять и помогать справляться с проблемами в солидарности с ними, предлагая свое понимание, молитвы и ощутимую, продолжительную поддержку.
Это еще одна из тем для наших еженедельных обсуждений на радио, а теперь еще доктор Фрэнси Брогхаммер (Francie Broghammer) вносит свою живую и интересную точку зрения, рассматривая влияние соцсетей на людей, ощущающих изоляцию, и связь между религией и душевным здоровьем. “Если для этого реально нужны общие усилия”, — считает она, — “мы должны стать частью решения, протягивая руку окружающим нас людям”. Вместо того, чтобы попросить коллегу принести вам что-нибудь из кафе, лучше спросите, хочет ли он присоединиться к вам на чашечку кофе.
Поговорите с человеком, который может быть испытывается одиночество, выразите заинтересованность и уважение к их человеческому достоинству. Смотрите им в глаза, улыбайтесь и говорите что-то хорошее.
В заключение приведено окончание статьи доктора Кериати, с которой начались наши обсуждения:
Несколько лет назад мужчина в возрасте тридцати с лишним лет покончил с собой, спрыгнув с Моста Золотых Ворот (как и полторы тысячи других людей, которые спрыгнули с него с момента постройки). После его смерти его психиатр вместе с судмедэкспертом посетил квартиру этого человека, в которой они обнаружили его дневник. Последняя запись, сделанная за несколько часов до его смерти, звучит так: “Я собираюсь пойти на мост. Если хотя бы один человек улыбнется мне по пути, я не буду прыгать”.
Простая улыбка может спасти жизнь.
Автор: Sheila Liaugmina
Источник: MercatorNet