Ученые Института археологии РАН при содействии Владимиро-Суздальского музея-заповедника завершили раскопки в церкви Рождества Богородицы XII века в Боголюбово (Владимирская область) — собранные во время этих работ данные и результаты раскопок в предыдущие годы позволили дополнить существующие представления об одном из важнейших храмов Руси и определить, откуда именно прибыли итальянские мастера, построившие его.
«Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал для заключений как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что с высокой степенью вероятности в строительстве этого храма участвовали мастера из северной Италии — из Ломбардии и Эмилии-Романьи», — говорит член-корреспондент РАН Владимир Седов.
Экспедиция под его руководством исследует храмовый комплекс в Боголюбово с 2015 года. Результаты работы в предыдущие годы были опубликованы во II части 249 выпуска «Кратких сообщений Института археологии».
Андрей Юрьевич Боголюбский, внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, в 1157 году стал великим князем Владимирским. При его правлении Владимиро-Суздальская земля стала сильнейшим русским княжеством. С именем князя Андрея Боголюбского также связана история величайшей святыни – Владимирской иконы Божьей Матери, которую князь Андрей принес из Киева во Владимир.
По преданию, во время путешествия князя с чудотворной иконой произошло чудо — лошади встали, и их нельзя было сдвинуть. Князь Андрей Юрьевич начал молиться, и ему явилась Богородица, повелевшая оставить ее образ во Владимире. На месте чуда явления Богородицы князь Андрей основал город, который впоследствии стал его резиденцией и получил название Боголюбово, а сам князь — прозвище Боголюбский.
Храм Рождества Богородицы был построен по заказу князя Андрея Юрьевича в конце 1150-х или первой половине 1160-х годов. Храмовый комплекс включал церковь Рождества Богородицы, белокаменные переходы от нее к дворцу и каким-то другим постройкам, а также лестничную башню, с помощью
можно было подняться наверх, к переходам на хоры церкви. Белокаменная стена ограждала не только церковный и дворцовый ансамбль, но и весь город.
Летом 1174 года князь был убит заговорщиками. В Ипатьевской летописи говорится не только о убийстве князя, но также описывается место, где он был убит: убийцы князя увидели его «за столпом всходным», то есть за лестничной башней.
Лестничная башня и переход на хоры стала лучше всего сохранившейся частью памятника — как полагают ученые, благодаря тому, что считалась местом, хранившим память о мученической кончине князя, который был канонизирован в 1702 году.
Судьба остальных частей храмового комплекса сложилась менее удачно: храм обрушился в 1722 году, и позже был заменен схожей по размерам, но довольно скромной по архитектуре барочной церковью. Сама лестничная башня также была надстроена в середине XVII века кирпичной колокольней с шатровым верхом
В 1930-1950 годах археолог Николай Николаевич Воронин во время раскопок открыл основания древнего храма Рождества Богородицы с юга и запада, а также обнаружил основания столбов в южной части внутри храма и основание продолжения северного перехода, южного перехода, водосвятной чаши, а также башни или дворцового сооружения на южном склоне холма. Выяснилось, что нижние ряды белокаменной кладки из хорошо отесанных каменных блоков украшены профилированным цоколем, на выступающих частях которого стоят основания круглых колонок, украшавших фасад. Эти раскопки впервые доказали, что современная церковь стоит прямо на сохранившейся в неприкосновенности нижней части древнего храма.
Ученый составил аксонометрический план, описал внешний вид основания углов лестничной башни и основания стен башни: он впервые отметил, что базы колонн имеют сложный рисунок и предположил, что зодчими храма могли быть западные мастера. Но впоследствии раскоп был засыпан, основания были по-прежнему скрыты толстым слоем земли, и свидетельством того, что когда-то у храма были развитые основания, стал лишь сделанный ученым чертеж. На сегодняшний день увидеть древние основания можно лишь в открытым музеефицированном раскопе в западной части собора.
Раскоп вдоль западного фасада собора XII века, расположенный внутри западного притвора XIX века. Боголюбово.
В 2015 году сотрудники Института археологии раскопали ранее неизвестные части постройки: часть северного портала, основание угловой колонки лестничной башни, а также обследовали ленточные фундаменты внутри храма и сделали обмер основания круглого подкупольного столба.
Эти исследования дали новый взгляд на архитектуру Боголюбова: выяснилось, что северный портал был похожим на западный и южный, однако у колонок лестничной башни были базы с так называемыми «когтями» (или «листьями»), но не было профилированного цоколя. При этом цоколь храма, одинаковый, на западном и северном фасадах, имел сложные обломы. Эти декоративные особенности позволили предположить, что храм на Владимирской земле был построен незаурядными мастерами, напрямую связанными с романской архитектурой Северной Италии.
На первый «адрес» мастеров, работавших на строительстве храма, указали угловые колонны храма, поставленные по диагонали: подобные колонны есть в соборах Северной Италии: например, в Кафедральном соборе Модены (католический собор в Эмилии-Романья, Италия, включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО) и в Кафедральном соборе Феррары (Эмилия-Романья, Италия).
Второй «адрес» мастеров дали полуколонны на стенах храма в Боголюбове, дополненные по сторонам малыми колонками. Подобные формы встречаются в итальянских храмах, например, в базилике Сан-Микеле в Павии.
Эти особенности позволили предположить, что мастера, построившие храмовый комплекс в Боголюбове, пришли не из одного города, а из нескольких городов двух исторических областей Италии – Ломбардии и Эмилии-Романья. Сопоставление с другими памятниками белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси приводит к заключению, что Боголюбово строили две группы резчиков: первая группа — старых мастеров князя Юрия Долгорукого, построивших также Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и Золотые ворота во Владимире, и вторая — мастера из Северной Италии, которые принесли во владимиро-суздальскую архитектуру новые художественные приемы.
Раскопки 2018 года помогли представить более точно очертания древнего храма. Археологи открыли ранее не изучавшиеся участки на северо-восточном углу собора и в северной части центральной абсиды тройного алтаря и обнаружили новые детали, указывающие на сложную архитектуру комплекса. Ученые обнаружили резной цоколь и мощную угловую колонну со скругленной «подушкой» базы, украшенной романскими «когтями» в переходе от северного фасада к боковому полукружию алтаря. В результате возникает целая «мелодия» белокаменных частей, объединенных общим стилем. В центральной части алтаря храма была открыта другая «мелодия», ранее известная только по фотографиям Н.Н. Воронина: резной цоколь, который перебивают основания тонких колонок.
Слева: Раскоп центральной части алтаря снаружи и фрагменты мощения площади перед церковью Рождества Богородицы, Боголюбово.
Справа: Раскоп северо-восточного угла церкви Рождества Богородицы, Боголюбово.
Также археологи расчистили пространство перед стеной вровень с основаниями колонок и обнаружили мощение из блоков белого камня — часть площади, окружавшей собор. Возможно, оно сохранилось на всей площади, окружавшей собор, но, как отмечают ученые, без дальнейших раскопок выяснить это невозможно. Сейчас, по словам исследователей, не представляется возможным определить, какими были декоративные особенности древнего храма. Ученые не исключают, что обширные площадные раскопки позволят обнаружить не известные ранее конструкции вблизи храма, новые фрагменты его резного белокаменного декора и другие элементы, по которым можно будет говорить об особенностях архитектуры древнего Боголюбовского дворцово-храмового комплекса.
«По окончании работ шурфы были засыпаны, архитектура старого храма вновь скрылась под землей. Наверное, следует поднять вопрос о полном открытии и музеефикации сохранившихся частей великолепного белокаменного сооружения и внутри и снаружи. Это позволит всем видеть первоначальные архитектурные формы, а также улучшит состояние стен, сейчас полностью или наполовину скрытых грунтом и потому отсыревающих. Но это уже работы бо́льшого масштаба, требующие административной и финансовой поддержки», — отметил Владимир Седов.
Источник Институт археологии РАН.