Институт археологии РАН открыл доступ к оцифрованным научным отчетам археологических экспедиций. Раньше для получения сведений из этих документов, хранящимся в Научном архиве института, был необходим запрос от организации или высшего учебного заведения. Refnews дает своим читателям возможность ознакомиться с этими отчетами (ссылка ниже в тексте).
Проект по оцифровке и опубликованию в открытом доступе данных Научного архива приурочен к 100-летнему юбилею российской академической археологии, который будет отмечаться 19 апреля 2019 года, в день создания Российской Академии истории материальной культуры.
«Это уникальные материалы, раскрывающие состояние археологической науки и настроения ученых, обстановку работы экспедиций и живые черты их участников, облик археологических ландшафтов, многие из которых сегодня изменились до неузнаваемости. Они передают атмосферу увлеченности наукой и уверенности в том, что научное знание о прошлом жизненно необходимо разоренной войной стране. Они переносят нас в исходные точки больших научных начинаний, определивших пути развития советской археологии на долгие десятилетия, таких как исследования античного Пантикапея, средневекового Новгорода и Москвы. Эти материалы могут служить опорой для сохранения высоких традиций археологии в меняющемся мире, полном новых возможностей и новых рисков для нашей профессии», — отметил Николай Макаров, директор Института археологии РАН.
Основой научного архива Института археологии стало собрание материалов Московского археологического общества, существовавшего с 1864 по 1920 год. Позже эти документы были переданы в Российскую Академию истории материальной культуры в Ленинграде (с 1926 года — Государственная Академия истории материальной культуры, а с 1936 — Институт истории материальной культуры в составе Академии наук). В 1943 году ИИМК переводят в Москву, а в 1957 году переименовывают в Институт археологии АН ССР (с 1991 года — ИА РАН).
С 1943 года все полевые отчеты хранили в Москве, в отделе полевых исследований Института, а в 1951 году был образовано отделение архива. Начиная с этого времени, все экспедиционные отчеты, сданные археологами в отдел полевых исследований, в течение года передаются в научный архив. Сейчас архив насчитывает более 25 тысяч единиц хранения, и их число увеличивается каждый год.
Самые первые отчеты, появившиеся в открытом доступе, написаны по результатам археологических экспедиций 1944 года. Их руководителями были либо вернувшиеся из эвакуации ученые, исследовавшие памятники Москвы и Московской области (Артемий Арциховский, Александр. Брюсов), либо археологи, не попавшие на фронт по другим причинам. Например, Отто Бадер руководил экспедицией Нижнетагильского краеведческого музея, исследовавшего в 1944 году древнюю стоянку в Свердловской области. Он был возвращен из московского ополчения как этнический немец и сослан в Нижний Тагил, где работал в музее и организовал при нем экспедицию. Константин Гриневич, первый директор Херсонесского археологического музея, во второй половине 1920-х годов был арестован, после освобождения был выслан в Томск. Во время войны он преподавал и организовал объединенную археологическую экспедицию Томского государственного университета и Томского педагогического института. Экспедиционные отчеты по экспедициям этого времени и статьи, опубликованные в те годы в местной прессе, можно считать библиографическими редкостями.
Опубликованные археологические отчеты являются документами не только археологическими — они отражают послевоенные реалии. Так, на фотографиях совместных исследованиях Ивановского педагогического института и Областного краеведческого музея под руководством Александра Дубынина, кроме руководителя, кажется, нет ни одного мужчины — только студентки.
Именно в первых послевоенных экспедициях был разработан тип оформления полевых отчетов, который применяется до сегодняшнего дня и используется в каждом экспедиционном отчете, вновь поступающем на хранение в архив.
Оцифрованные архивные данные дают возможность исследователям работать с научными документами и обращаться к первоисточниками, что является одним из важнейших условий научной работы. В дальнейшем также планируется опубликовать данные экспедиций 1950-1960 годов.
Источник: Институт Археологии РАН