Есть у пропагандистов идеи всемирного счастья любимый документ — Всеобщая декларация прав человека. Вот только есть вопросы и к авторам, и к использующим ее агитаторам. Главный из них: а куда делась Декларация ОБЯЗАННОСТЕЙ человека?
Мы же со школьной статьи знаем о единстве прав и обязанностей, тезис о том, что «нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав», универсален и признается везде. Это своего рода весы, где права и обязанности лежат на разных чашах и уравновешивают друг-друга. Не может быть человека, несущего только обязанности, но и индивид, обладающий набором прав, и не отвечающий за свои поступки, тоже абсурд.
И вот этот абсурд в 1948 году стал нормой и с огромной скоростью пошел распространяться по планете. Ведь очень заманчиво сказать миру: «Вы все мне должны, я имею право!» и требовать благ — кредитов, безвозвратной помощи, социальных пособий, почета и любви. Размер требуемых благ ограничивается лишь степенью наглости требующего, делать что-либо, чтобы заслужить помощь и любовь, стало не обязательно.
Именно такую систему заложила ООН, не оценив последствия своего половинчатого решения. Сама по себе Декларация-то неплоха, да только без второй части она очень скоро стала не элементом системы глобальной этики, а инструкцией для попрошаек и гопников.
Вот так и вышло, что европейцы оказались виноваты во всех бедах Африки, религиозные фанатики запрещают привычную одежду и книги, зоозащитники, активисты и всякие миту способны уничтожить любого за одно неосторожное слово.
А ведь были попытки Декларацию обязанностей разработать и принять. Последней из них было обращение в ООН со стороны Совета Взаимодействия. И Совет, ведь, не простой. InterAction Council — это организация из 30 бывших глав мировых государств и премьер-министров, которые совместно разрабатывают рекомендации и практические решения политических, экономических и социальных проблем, стоящих перед человечеством. Похоже, что они трезво оценили идущие в мировом социуме негативные процессы и в 1997 году обратились к ООН с предложением поговорить об обязанностях.
Полагая, что мир, в котором каждый требует прав, но не принимает на себя ответственность, будет неравным и даже опасным и противоречивым, Interaction Council выступил за установление общего этического стандарта.
И не встретил понимания.
Это загадка. У меня нет объяснения, почему была отвергнута предельно простая и логичная идея о том, что права человека будут лучше защищены, когда сами люди будут выполнять свои обязанности друг перед другом и перед обществом.
«Лучший социальный порядок на национальном и международном уровнях не может быть достигнут только с помощью законов, предписаний и конвенций, — писал Совет. — Нужна глобальная этика».
Что же здесь не так?
Автор: Борис Зверев