Примечательное исследование предоставило доказательства способности эмбрионов улитки получать и усваивать информацию, которую они затем используют в дальнейшей жизни. Такие же способности, утверждают авторы исследования, имеет и человеческий эмбрион.
Исследователи трех университетов Соединенного королевства опубликовали совместный доклад в журнале Freshwater Biology, в котором сказано, что улитки, подверженные влиянию запаха хищников во время стадии развития зародыша, после вылупления смогли лучше избегать этих хищников. Они это делали благодаря тому, что оказались способны развить более прочные защитные панцири и покинули опасные воды.
Решить, стоит ли покидать воду или нет, весьма важно для улиток, поскольку это может спасти их от хищников, но несет риск осушения, поэтому в буквальном смысле для них это вопрос жизни и смерти. Ведущий автор исследования, доктор Сара Дейлсман (Sarah Dalesman) из университета Аберистуит, удивилась тому, как быстро учились эмбрионы улитки, сделав вывод, что данная способность может быть весьма важна для увеличения шансов на выживание молодых улиток после вылупления.
В ходе исследования было также обнаружено, что зародыши улиток, которые были подвержены запаху хищников, вылуплялись в среднем меньше по размеру чем те улитки, которые развивались в свободных от хищников условиях. Как отмечается в докладе, это отражает влияние стресса на развитие млекопитающих, включая человека, где плод у матери, испытывающей стрессы, обычно меньше по весу, чем другие новорожденные.
Один из ключевых выводов, сделанных авторами, заключается в том, что «опыт во время эмбрионального развития может быть невероятно важен для выживания популяции». Вводные слова доклада, представляющего собой описание основных результатов, также говорят о том, что биология на весьма ранних стадиях – в отношении влияния на динамику и выживание популяции – является такой же важной или даже более важной, чем на последующих стадиях развития.
Это то, что касается улиток. Что нам известно об обучаемости человеческих эмбрионов?
Множественные исследования показали, что воспоминания могут начинаться еще до рождения и могут повлиять на поведение после него. Одно из таких исследований (опубликованное в газетах The Independent и Daily Telegraph 4 апреля 1995 года) было проведено доктором Питером Хеппером (Peter Hepper), профессором психологии в Королевском университете в Белфасте. Доктор Хеппер не был защитником жизни, поскольку предполагал, что его исследования могут помочь матерям делать выбор абортировать или не абортировать ребенка с синдромом Дауна. Однако его исследования показали, что:
Ребенок в утробе матери может начать учиться и запоминать уже на втором триместре беременности, а именно между 4 и 6 месяцами;
От 24 недели младенец может распознавать, запоминать звуки и различать те, что важны, или не важны для него.
Младенцы, находясь в утробе, могут распознавать голос матери уже на 30 неделе.
Второй доклад доктора Хеппера, опубликованный в журнале The Lancet от 11 июня 1998 года, показал, что новорожденные дети прекращали плакать и становились более внимательными при прослушивании темы из Австралийского шоу «Соседи» (Neighbours), если их матери смотрели эту передачу во время беременности.
Два других исследователя из Кильского университета обнаружили, что нерожденные дети могут откладывать музыкальные воспоминания начиная с 30-й недели беременности, а возможно, даже на 20-й неделе, до того как начинает полностью функционировать кора головного мозга.
В 2013 году в Вашингтонском университете ученые обнаружили, что еще нерожденные дети могут начать учить язык, а в течение нескольких часов после рождения способны распознавать язык, к которому они привыкли за время беременности матери, отличая его звучание от других языков.
Переходим от звуков к запахам: доклад французских ученых, опубликованный в 2001 году, показал, что младенцев, чьи матери ели анис во время беременности, привлекал этот запах после рождения, тогда как другие новорожденные относились к этому запаху нейтрально или даже с отвращением.
Если улитки могут научиться жизнеспасительным навыкам в зародышевом состоянии, неудивительно, что маленькие люди тоже могут начать обучаться важным вещам до рождения. Любой запрос в интернете быстро продемонстрирует богатство доказательств, что младенцы в утробе матери могут учиться – будь то речь, музыка, другие звуки или запахи. Все эти исследования указывают еще раз на научный факт, что человеческое развитие – это продолжительный процесс, начинающийся при зачатии.
Источник: LifeSiteNews