На рассмотрение нижней палаты российского парламента накануне были внесены сразу три законопроекта, касающихся регулирования принудительного прерывания беременности в РФ. Их принятие может резко сократить количество абортов, совершаемых в стране.
Первая законодательная инициатива касается выведения абортов из системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и проведения абортов только в государственных медицинских учреждениях.
Согласно законопроекту «О внесении изменений в статью 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан», аборты должны проводиться исключительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения. За проведение искусственного прерывания беременности вне государственного медицинского учреждения, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрены административные штрафы: для граждан — в размере от 150 до 200 тысяч рублей; для должностных лиц — от 500 до 800 тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 800 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц — от 500 тысяч до 2 млн 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, искусственное прерывание беременности за счет средств бюджета обязательного медицинского страхования будет возможно только при наличии медицинских либо социальных показаний.
По словам авторов законодательной инициативы — главы думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной и главы Комитета по регламенту Сергея Попова — проблема абортов в России, в силу их количества и терпимости общества к абортам, выходит за рамки социальной, правовой, нравственной проблемы и приобретает в условиях демографического кризиса характер национальной угрозы.
Согласно статистике Минздравсоцразвития РФ, расходы на проведение абортов за счет региональных отделений ФОМС составляют сейчас порядка 5 млрд рублей в год. При этом только 3% от общего числа — аборты по медицинским и социальным показаниям, то есть их проведение необходимо в целях сохранения жизни или здоровья женщины, отмечают авторы документа. Оплачивать же аборт при отсутствии медицинских или социальных показаний, не направленный на сохранение здоровья и спасение жизни женщины, в современных финансово-экономических условиях — неоправданная роскошь, считают они.
«Наш законопроект позволит выбить почву из-под ног у так называемого теневого абортивного бизнеса, — уточняет Е.Мизулина. — По экспертным оценкам, реальное число абортов в России достигает 5-8 млн. в год. Основная их доля приходится на частное здравоохранение. В этих условиях женщина не защищена, в том числе и от недобросовестных медицинских работников.
Второй законопроект предусматривает запрет розничной продажи лекарственных средств, предназначенных для искусственного прерывания беременности, так называемого «медикаментозного аборта».
«После медикаментозного прерывания беременности без врачебного наблюдения могут возникнуть серьезные последствия для здоровья женщины. Этому способствуют несоблюдение сроков проведения медикаментозного прерывания беременности; использование несертифицированных препаратов, а также противопоказания к проведению искусственного прерывания беременности, когда использование медикаментозного прерывания беременности может оказать серьезные негативное влияние на состояние здоровья женщины, о которых женщине может быть неизвестно», — говорится в пояснительной записке к документу.Третья поправка вводит обязательное требование о визуализации и прослушивании сердцебиения плода перед принятием решения об аборте.
«Исследования показывают, что около 80% женщин отказываются от аборта, увидев ребенка на мониторе УЗИ, — поясняет Е.Мизулина. — Опыт тех стран, где введена визуализация прослушивания сердцебиения ребенка, находящегося в утробе, свидетельствует о том, что эта мера способна повлиять на решение будущей матери.
Мы полагаем, что если такое аудиопрослушивание и видеопросмотр будут введены, это усилит осознанность при принятии решения беременной женщиной. Эта законодательная инициатива нужна, потому что добровольно медицинские учреждения такую возможность женщинам предоставляют неохотно, недооценивая потенциальную пользу».
Авторами этих двух законопроектов являются депутаты Елена Мизулина, Ольга Епифанова, Ярослав Нилов, Елена Сенаторова и Ольга Алимова.