Ранее врачи считали невозможной выживаемость младенцев, родившихся почти на половину раньше срока. Однако новое исследование доказало, что такие младенцы могут выжить. При этом встает вопрос о пересмотре сроков легальных абортов и о степени оказания медпомощи таким новорожденным.
Исследование нескольких тысяч случаев преждевременных родов показало, что небольшое количество младенцев, рожденных на 22 неделе, при надлежащем медицинском уходе выживает с малым количеством осложнений, хотя большинство их все-таки умирает или получает серьезные проблемы со здоровьем. Медицинские эксперты уже ставят вопрос о снижении порога возраста жизнеспособности: на данный момент большинство экспертов считают, что он начинается с 24 недель.
Верховный суд США постановил, что в стране разрешается проводить аборты на сроке, при котором плод нежизнеспособен вне чрева матери. Таким образом изменение стандарта жизнеспособности может поднять вопросы о пересмотре сроков легальных абортов.
Кроме того, результаты нового исследования усилят напряженность между родителями и медперсоналом, касающуюся вопроса о степени оказания надлежащего ухода в случае гибели недоношенного младенца.
Что касается оказания помощи недоношенным младенцам, то обнаружилось, что больницы с высокотехнологичными отделениями для новорожденных сильно отличаются в подходе к заботе о 22-недельных малышах. В одних больницах не предлагается никакой активной медицинской помощи, а в других активно подходят к большинству случаев, используя такие методы, как вентиляция легких, интубация, применение поверхностно-активных веществ для улучшения работы легких у младенцев.
«Это подтверждает тот факт, что если ничего не делать, то никто из младенцев не выживет, а если делать, то будет возможно спасти хотя бы некоторых», – сказал доктор Дэвид Барчфилд (David Burchfield), глава отделения для новорожденных при университете Флориды, не участвовавший в исследовании.
Результаты исследования, опубликованные в Журнале медицины Новой Англии, скорее всего, окажут большое влияние на диалог в среде профессиональных медицинских ассоциаций на тему оказания помощи таким крошечным младенцам и работы с их родителями.
Подобные группы уже проводят обсуждение по предложению родителям активной медицинской помощи для младенцев, рожденных на 23 неделе беременности. Итог семинара 2014 года, в котором участвовал Американский колледж акушеров и гинекологов и Американская академия педиатрии, показал, что «в общем, рожденные на 23 неделе младенцы должны считаться потенциально жизнеспособными», потому что более четверти таких младенцев выживает при оказании интенсивной медицинской помощи. В докладе в то же время сказано, что ничто не может помочь выжить младенцам, рожденным до 22 недели.
Однако дети, рожденные на 22-23 неделе, стоят под вопросом: их шансы на выживание зависят от таких вещей, как вес ребенка при рождении и получение матерью перед родами лечения кортикостероидами, которые могут помочь работе легких и мозга ребенка.
В Соединенных Штатах ежегодно рождается около 18 тысяч сильно недоношенных младенцев, причем из них около пяти тысяч рождаются на 22-23 неделе.
Исследование пяти тысяч младенцев, рожденных на сроке от 22 до 27 недели беременности, показало, что благодаря активному медицинскому лечению из 78 22-недельных младенцев 18 детей выжили, а к тому времени, когда они подросли, у семерых не было обнаружено ни умеренных, ни сильных недостатков со здоровьем. У шестерых детей были серьезные проблемы, такие как слепота, глухота или серьезный церебральный паралич.
Из 755 рожденных на 23 неделе лечение было оказано 542 младенцам. Около трети из них выжило, и около половины выживших не испытывали значительных проблем со здоровьем.
Директор отдела клинического исследования новорожденных при медицинском центре университета Рочестера доктор Карл Т. Д’Анжио (Carl T. D’Angio), не участвовавший в исследовании, сказал, что его центр несколько лет назад принял решение предоставлять активное лечение 23-недельным младенцам, и многие продвинутые отделения для новорожденных поступают так же. При существовании опасности преждевременных родов медицинский центр им. Рочестера предлагает будущим матерям на сроке беременности в 22 недели и пять дней курс кортикостероидов. В таком случае есть надежда, что лекарство может подействовать в течение 48 часов до родов на 23 неделе. Однако для 22-недельных младенцев, как говорит доктор Д’Анжио, «можно предложить очень немногое, чтобы обеспечить их разумным шансом на выживание».
Исследование показало, что больницы охотнее оказывают помощь детям, дотянувшим до 23 недели, чем тем, кто родился на 22 неделе плюс один-шесть дней.
Однако авторы доклада и другие эксперты также отметили, что срок беременности является лишь предположением, основанным на примерной дате последнего месячного цикла женщины и на размере плода. Другие факторы, включающие дородовый уход и тот факт, что девочки зачастую на неделю более развитые, чем мальчики, также должны влиять на решение, считают эксперты.
«Очень тяжело говорить матери: «Если вы родите сегодня, я ничего не буду делать, но если завтра – я сделаю все, потому что у нас будет реальный шанс», – сказал доктор Нейл Марлоу (Neil Marlow), микропедиатр в Университетском колледже в Лондоне.
Исследование, оценивавшее случаи с 2006 по 2011 год в 24 больницах в сети отделений для новорожденных и спонсировавшееся Национальным институтом детского здоровья и человеческого развития, обнаружило, что в четырех больницах не занимались лечением 22-недельных младенцев, в пяти врачи занимались уходом за всеми 22-недельными, а в остальных случаях смотрели по обстоятельствам. В общем, около двадцати процентов из 357 младенцев этого возраста получили интенсивное лечение.
«Мы не можем гарантировать, что в такой ситуации для некоторых врачей или родителей риск инвалидности не перевесит решение в пользу отказа от лечения», – сказал Мэтью Рисоу (Matthew Rysavy), студент-медик университета Айовы, проводящий исследование совместно с доктором Эдвардом Беллом (Edward Bell), профессором педиатрии в этом же учреждении. «В штате Айова, – сказал доктор Белл, – лечение оказывается большинству 22-недельных новорожденных, и я сам считаю 22 неделю новой отметкой возраста жизнеспособности».
«Конечно, в этой области все довольно противоречиво, – сообщил доктор Белл. – Но я считаю, что эти дети заслуживают шанс».
Доктор Джеффри М. Перлман (Jeffrey M. Perlman), руководитель отделения для новорожденных в Нью-Йоркской пресвитерианской больнице имени Лейлла Корнелла, считает иначе. Он призывает принимать во внимание то, что долгие месяцы в отделении для новорожденных могут быть «как гонки с препятствиями или полет на самолете в турбулентной зоне, и каждый виток этой спирали может влиять на мозг».
«В своей больнице мы предлагаем лечение, начиная с 24 недели, – сообщил он. – Если роды случились на 23й, мы разговариваем с членами семьи и объясняем, что нам неизвестно, что делать. На 22 неделе, по моему мнению, хороший исход настолько маловероятен, что я не рекомендую никакого вмешательства».
Доктор Белл указал на истории с успешным завершением, включая случай 32-летней Крисси Хатчинсон (Chrissy Hutchinson) из Манчестера, штат Айова. У нее в 2010 году отошли воды на 21 неделе беременности. В первой больнице, куда она обратилась, ей сказали «что нет реального шанса на выживание, и если ребенок родится недышащим, персонал не будет восстанавливать его жизненные функции», – рассказала Хатчинсон.
Супруги Хатчинсон позвонили в университет Айовы и там, на сроке в 22 недели и один день, была рождена Алексис, весившая на момент рождения 1.1 фунта. Ей оказали должную медицинскую помощь – она оставалась в отделении интенсивной помощи для новорожденных почти пять месяцев. Теперь, как сообщила Крисси Хатчинсон, фармацевт по профессии, Алексис полностью здоровый 5-летний ребенок за исключением плохой сопротивляемости респираторным заболеваниям.
Результаты некоторых исследований показывают, что среди 22-недельных младенцев, которым была оказана медицинская помощь, случаи наподобие Хатчинсон – весьма редки, учитывая, что мать родила на сроке близком к 22 неделям и не имела возможности принимать кортикостероиды.
32-летняя Даниэлла Пикеринг (Danielle Pickering) и ее муж Клейтон, служитель-баптист в Ньютоне, штат Айова, выбрали лечение, когда жену положили в больницу в июле 2012 года на 22 неделе беременности. «Мы считали, что это наш ребенок, его дал нам Бог, и мы бы сделали все, что могли», – сказала Пикеринг. Она принимала кортикостероиды и родила Мику четыре дня спустя. Он провел более четырех месяцев в отделении, перенес операцию на сердце и был там «одним из самых болезненных младенцев».
«Теперь он активный 3-летний малыш с хроническим заболеванием легких и небольшим отставанием в речи, – сказала Пикеринг, которая находится уже на 33 неделе второй успешной беременности. – Я чувствую, что мой второй ребенок будет просто замечательным».
Источник: The New York Times