Клонирование – один из самых болезненных вопросов современной биоэтики и немалая головная боль для сторонников традиционных ценностей. Интересно, что среди религий, которые считаются оплотом «традиционности», нет согласия по поводу клонирования. Портала «Изм» представил результаты опроса, предлагающего ответы разных религиозных традиций на сложные ценностные вопросы.
Православное христианство клонирование резко отрицает: «Православная церковь негативно относится к клонированию, поскольку это связано с тем, что только Бог дает жизнь. Отметим, что клонирование бывает двух видов. В первом случае (выращивание точной генетической копии человека) за дальнейшую жизнь человека практически никто не несет ответственности. Человек рождается вне семьи, без отца, без матери и вне всяких социальных связей. Во втором случае (получение стволовых клеток для того, чтобы получить абсолютно любые органы для медицинских целей) происходит убийство эмбриона», — говорит игумен Димитрий Рябцев.
Иудаизм же относится к клонированию лояльно, но с некоторой осторожностью: «Иудаизм всегда относится с большим уважением к науке и к любым исследованиям, которые приводят к тому, чтобы болезни, которые казались неизлечимыми ранее, теперь лечились с помощью, например, выращенных заново органов. Если мы говорим о клонировании как о воспроизведении органов человека из клеток, то мы это, естественно, будем только приветствовать. Иудаизм здесь исходит из принципа «пиккуах нефеш», то есть спасение, сохранения жизни. Есть более сложный вопрос, связанный с этикой – клонирование человека. Но и к этому иудаизм будет относиться скорее положительно, учитывая, конечно, разнообразные вопросы, которые касаются статуса ребенка. Главное, что если эти исследования, если эти опыты, если эти конкретные операции приводят к тому, что рождаются новые дети, то это только можно приветствовать, особенно для тех семейных пар, которые не могут родить ребенка. Поэтому в целом отношение к клонированию положительное, но кроме тех сфер, которые нуждаются в особом юридическом и морально-этическом рассмотрении» — полагает раввин Леонид Бимбат.
А вот буддизм вообще приветствует этот процесс, если клон будет счастлив: «Относительно клонирования в канонических буддийских текстах нет, конечно же, ни слова, потому что тексты эти создавались две с половиной тысячи лет назад. Но если мы посмотрим на основные буддийские принципы, то хорошо все то, что приносит счастье и благо максимальному числу существ, поэтому если клонированное существо будет счастливо и сможет осчастливить также кого-то еще, то, наверное, это неплохо», — уверена Елена Леонтьева, главный редактор сайта Buddhism.ru.
Посмотреть, какова позиция других религиозных течений по этому вопросу, а также определиться со своей позицией можно на портале «Изм»