Молодые и не очень люди с загадочного вида штуковинами в руках, окутанные густыми клубами ароматного пара, стали новой приметой российских улиц. Мы решили разобраться, является ли вейпинг (использование электронных сигарет) той самой «безобидной альтернативой курению», какой представляют его производители соответствующих устройств и адепты этой практики. За ответами мы обратились к клиническому психологу Никите Яночкину, работающему в сфере наркологии.
Чем вы объясните стремительный рост популярности вейпинга в России?
Был такой китаец — Хон Лик, с него-то и началась история современных испарителей. Отец Хона был заядлым курильщиком и умер от рака легких. Тяжело пережив кончину отца, Хон задался целью сделать процесс курения менее вредным. Так и появились на свет электронные сигареты.
Не берусь утверждать, что эта история вымысел, но в качестве легенды она подходит как нельзя лучше. Вспомните, например, того же Стива Джобса. Маркетологи «Apple» наделяли его героически-романтический образ множеством мифов, чем поднимали стоимость продукции в глазах потребителей. Вероятно, подобные технологии используются сегодня и в индустрии электронных сигарет.
Электронные сигареты появились всего лишь 10 лет назад, но уже завоевали множество поклонников по всему миру — сформировалась новая субкультура. В популярных у молодежи интернет-изданиях и социальных сетях все чаще мелькают фотографии со стильными молодыми парнями и девушками, которые с томными лицами выпускают облака пара.
Вейперы регулярно встречаются на тематических выставках и конференциях, открываются многочисленные вейп-шопы. В этих магазинах часто проводят соревнования по клауд-чейсингу на самое большое облако, а также койл-билдингу, где вейперы хвастаются сложностью и разнообразием собственных устройств. Сложилась определенная система ценностей и язык. Например, слово «кастомизация» означает гонку за более привлекательным дизайном устройства, более необычным и оригинальным.
Производители делают это явление модным, вкусным и привлекательным. На мой взгляд, этих трех факторов достаточно, чтобы армия парильщиков-курильщиков разрасталась в геометрической прогрессии.
Действительно ли электронные сигареты являются менее вредными по сравнению с традиционными?
Реклама этих устройств убеждает потенциальных покупателей в безвредности и безопасности использования ингаляторов. Однако даже Всемирная Организация Здравоохранения на сегодняшний день не располагает достоверными научными данными о безопасности этих новоявленных гаджетов.
Электронные сигареты во всех авторитетных источниках проходят как ЭСДН (электронная система доставки никотина). Получается, что доставка никотина — это основная цель подобных гаджетов. Никотин остается главной составляющей, из-за которой и происходит привыкание. Стимулируя систему дофаминовых нейронов, никотин вызывает удовольствие и закрепляет этот механизм. Никотин — самый настоящий наркотик и является ядом нервнопаралитического действия, при больших дозах и частом употреблении может вызывать паралич нервной системы. При длительном же употреблении, даже в малых дозах, приводит к атеросклерозу, гипертонии и серьезным сбоям в сердечно-сосудистой системе.
Если использовать ароматическую жидкость без никотина, так называемую «пустышку», то не стоит забывать, что при нагревании пропиленгликоля и глицерина, содержащихся в составе всех жидкостей, происходит образование формальдегида и других компонентов, обладающих высокой токсичностью и при определенных условиях образующих канцерогены. А это уже может стать причиной возникновение злокачественных опухолей. Акролеин, к слову, который также возникает при термической обработке, обладает выраженными мутагенными свойствами — может вызывать бесплодие или рождение потомства со страшными внешними и внутренними уродствами. Ученые из Национальной лаборатории имени Лоренса в Беркли выявили в паре электронного испарителя около 30 различных опасных химических соединений. Так что не будьте наивными, такое безвредное, на первый взгляд, «парение» еще скажется в будущем, и если не на самих вейперах, то с большой вероятностью на здоровье их будущих детей.
С точки зрения производителей, испарители могут быть применены в никотинозамещающей терапии. Но ВОЗ также опровергла и этот тезис. Лично я не знаком с людьми, которым при помощи испарителя удалось побороть привычку курить. Да и доказательств того, что эти приборы помогают отказаться от курения, недостаточно. Важно, что сам процесс парения не подразумевает борьбы с психологической привычкой курить. Курение — это условный рефлекс. Он закрепляется многократным повторением одних и тех же действий, поднял руку, поднес к губам, затянулся, опустил руку. Также, вдыхание и выдыхание пара имеет визуальное сходство с курением обычной сигареты. Мы имеем дело не с отказом от курения, а с банальной подменой одной зависимости на другую — более модную и привлекательную.
Каковы опасности, связанные с дальнейшим распространением этой практики?
Общаясь с вейперами, я обратил внимание на то, что большинство этих людей часто повторяют одну и туже мантру: «Я против того, чтобы дети и подростки парили». Будто детям и подросткам есть дело до их мнения! Производители делают это явление модным: «Ты не такой как все. Твои знакомые курят, но ты не такой. Ты не куришь — ты паришь. Ты другой!». Это именно то, что нужно подростку — не быть похожим на других. Так происходит манипуляция сознанием молодежи.
Кстати, эксперты прогнозируют увеличение рынка электронных испарителей на 20% в ближайшие несколько лет. И как вы думаете, из кого будут формироваться армии выйперов? Конечно же из числа сегодняшних детей. Не надо забывать, что продажа электронных испарителей — это прежде всего бизнес, а любой бизнес заинтересован в увеличении рынка. Дети и подростки — это бизнес завтрашнего дня.
Можно ли говорить о пассивном курении применительно к вейпингу?
На сегодняшний день не разработаны стандарты качества технологии производства новоявленных устройств, контроль в этой области весьма слабый. При производстве ароматических жидкостей, в содержимое попадает значительная часть токсичных металлов и мельчайших частиц, которые естественным образом будут оседать в легких случайных прохожих. Нет сомнений, что пассивное употребление никотина посторонними людьми так же опасно, как и активное вдыхание пара электронной сигареты самими курильщиками.
ВОЗ рекомендует приравнять степень негативного воздействия на окружающих электронного испарителя к обычной сигарете и тем самым положить начало процесса по ограничению «электронного парения».
Что может (и должно) сделать в этой ситуации государство/общество?
Считаю необходимым, чтобы здоровая часть нашего общества выразила свое несогласие с чудовищным распространением новоявленного изобретения, калечащего здоровье наших детей. Государству же необходимо запретить рекламу этих устройств, в том числе и скрытую.
Справка REF В докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) об «Электронных системах доставки никотина», в частности, говорится, что имеющиеся фактические данные свидетельствуют о том, что аэрозоль электронных сигарет не является всего лишь «водяным паром», как это часто утверждается в процессе сбыта этих изделий. Несмотря на то, что они, возможно, менее токсичны по сравнению с обычными сигаретами, использование электронных сигарет создает угрозу для подростков и плода беременных женщин, использующих эти устройства. В документе отмечается, что электронные сигареты также усиливают воздействие никотина и ряда токсичных веществ на некурящих и окружающих людей.
«В продаже имеются электронные сигареты почти с 8 000 различных вкусов, и есть опасение, что они будут служить началом привыкания к никотину и, в конечном итоге, к курению, особенно для молодых людей. Экспериментирование с электронными сигаретами быстро распространяется среди подростков: по данным доклада, масштабы использования электронных сигарет в этой группе с 2008 по 2012 год удвоились», — предупреждает ВОЗ.