На прошлой неделе Жозеф Шами (Joseph Chamie), независимый консультант в области демографии и бывший директор отдела народонаселения ООН, написал интересную статью под названием «Исторический поворот народонаселения».
«Исторический поворот», на который ссылается Шами, это демографический поворотный момент, когда детей среди населения становится меньше, чем стариков. Он пишет:
«В течение всей человеческой истории детей было значительно больше, чем пожилых людей. Даже полвека назад население мира в 3,3 миллиарда в среднем насчитывало более семи детей до 15 лет на каждого пожилого человека старше 65 лет. Население Африки в 1965 году было на первом месте среди других основных регионов: более чем 14 детей на одного пожилого человека, следом шли Азия и Латинская Америка, где было более 11 детей на одного пожилого, а потом уже Европа и Северная Америка, где на одного старого человека приходилось трое детей».
По данным отдела народонаселения ООН, Италия стала первой страной, которая пережила это изменение в 1995 году, следом за ней в последующие годы это пережили практически все страны.
Таким образом, эта перемена является моментальной, за ней следуют социальные, политические и экономические изменения, которые сложно остановить. В чем причина? Как кратко подытожил Шами, есть «два ключевых фактора, повлекших за собой исторический поворот возрастной структуры населения. Это сокращение рождаемости и рост продолжительности жизни. В любом уголке земного шара сегодня женщины рожают меньше детей. Средний уровень мировой рождаемости в 1965 году составлял пять детей на одну женщину, а сегодня он вполовину ниже, причем 75 стран (почти половина населения земли) имеют уровень рождаемости ниже уровня замещения, который составляет примерно два ребенка на женщину.
Как на государственном уровне можно справиться с проблемами, которые неизбежно приносит этот поворот?
Правительства могут увеличить налоги, перенаправить правительственные доходы, уменьшить льготы или приватизировать программы пенсионного обеспечения по старости. Другие варианты включают увеличение уровня рождаемости, если он меньше уровня замещения, и рост количества рабочих-иммигрантов. Однако даже при увеличении уровня рождаемости (что маловероятно в краткосрочный период) понадобится пара десятилетий перед тем, как дополнительные дети смогут присоединиться к рабочей силе.
Шами беспокоится, что правительства слишком медленно реагируют, а это негативно отражается на будущих поколениях:
«До сих пор самым популярным вариантом среди избирателей и большинства чиновников является сохранение программ пенсионного обеспечения, а необходимые изменения зачастую откладываются, сопровождаясь туманными обещаниями «сохранить» системы пенсионного обеспечения по старости. Хотя откладывание решения может казаться политически выгодным и временно успокаивает общественное беспокойство, оно делает необходимые изменения и поправки еще более актуальными, сложными и затратными в будущем».
Исторический поворот как результат низкого уровня рождаемости, увеличения шансов на выживание и долгую жизнь практически во всех странах произошел в XXI веке. На данный момент самым беспокоящим и неясным остается вопрос, смогут ли правительство и общественность найти эффективное, ответственное и своевременное решение проблемы исторического поворота и других проблем, которые связаны со старением населения.
Большая проблема демократии состоит в том, что политикам и гражданам необходимо действовать ради истинного благосостояния нынешних и будущих поколений, а не только относительно самой большой массы избирателей или их личных интересов. Остается надеяться, что они прислушаются к совету Жозефа Шами и начнут действовать.
Источник: MercatorNet