Убирая мусор с излюбленных туристических улиц после ещё одного сезона отпусков, местные жители задаются вопросом: а стоит ли игра свеч? Беспокойство нарастает по мере того, как плохое поведение туристов заставляет местное население страдать ради их удовольствия. На Майорке недавно появились граффити, призывающие туристов «уехать домой». В Новом Орлеане жители начали кампанию «соседи, а не туристы», активисты которой утверждают, что сдача квартир под AirBnB разрушает местные сообщества. В Венеции развесили плакаты с обвинениями, что туристы портят город.
Есть мнение, что туристическая система, как и финансовая, работает не для всех. Местные жители начинают ощущать, что получают меньше, чем отдают. Комбинация социальных и экономических опасений, снижение качества жизни совместно с инновациями, вытесняющими традиционный туристический бизнес «сдельного труда», отчасти добавляют напряжения.
Когда водители такси в Испании подожгли машины, они реагировали не только на подрыв так называемой долевой экономики, но также и на то, как хищный капитализм создает новые поводы для недоверия, зависти и социальной дистанции в индустрии, которую политики и предприятия давно считают стабильной в плане рабочих мест, межкультурного диалога и возможностей.
Такие туристические места как Санторини в Греции и Чинкве-Тере в Италии рассматривают возможность введения ограничения на количество туристов. В Дубровнике установили камеры, чтобы отслеживать количество посетителей. В Париже полиция нравов наказывает людей с антисоциальным поведением, которые мусорят, а Магалуф ввел 64 закона, чтобы бороться с такими нарушениями как выбрасывание сигарет на улицах, дефекация, мочеиспускание или плевки в общественных местах.
Климат недоверия создал новую волну кодекса поведения для туристов. Его цель — прописать правила, которые помогут туристам с большим вниманием относиться к местным жителям. В г. Хвар, Хорватия, туристов предупреждают о штрафе в 600 евро, если они будут неприлично одеваться. В Дубровнике введен дресс-код. В Венеции могут выписать штраф от 25 до 500 евро за плохое поведение. Сюда входит нарушение правила, запрещающего «стоять в любое время», даже для того, чтобы поесть и попить. Новые правила поведения были введены во Вьетнаме и Камбодже.
Моральный кодекс
Однако здесь возникает проблема: городские власти и управляющие достопримечательностей, вводящие моральные законы, не подотчетны людям, которые должны их исполнять. Опасность заключается в том, что они навсегда себе вобьют в голову историю о бесчинствующих туристах. Однако это работает как маркетинговая стратегия, при которой местные политики и предприятия зарабатывают себе репутацию, превращая простых туристов в козлов отпущения за плохое поведение в этой области.
Требование к туристам одеваться определенным образом не способствует доверию и солидарности. Также это не уменьшает эксплуатацию и чрезмерную коммерциализацию. Правила увеличивают социальную и физическую дистанцию между туристами и жителями. Они не делают их взаимоотношения теплее, защищая исторические здания, увеличивая низкую заработную плату работникам в сфере туризма или не давая AirBnB разбавить жилые районы. Несомненно, недоверие лишь снижает пользу от туристического бизнеса.
Чтобы восстановить доверие в туристической системе, власти должны выйти за пределы своей традиционной роли. Им нужно создать умную модель управления, которая ставит людей выше предприятий. Они должны признавать тех, кто вкладывается в туризм и разрабатывает стратегии, работающие для всех сторон.
Большинство людей осознает, что туризм имеет экономическую и социальную значимость. Благодаря взаимному уважению туристы и резиденты могут сосуществовать и относиться хорошо друг ко другу без всяких лишних правил и кодексов поведения.
Источник: The Сonversation
Автор: Michael O’Regan