Еще в 1960-х годах лингвист и политический активист Ноам Хомский (Noam Chomsky) заявлял, что человеческий мозг запрограммирован на понимание языка.
Это стало известно под названием Универсальная грамматическая теория, и было предложено в качестве объяснения скорости, с которой дети учат свой первый язык. Генетически человеческий разум предрасположен находить смысл в словах и организовывать их в логическую последовательность по мере того, как мы преодолеваем первоначальный беспорядок при изучении языка.
Конечно, не все согласились с лингвистической теорией Хомского. Один психолог, Херберт Террас (Herbert Terrace), дошел в своей оппозиции к идее Хомского до того, что даже провел эксперимент, в ходе которого он попытался научить шимпанзе американскому языку жестов. Воспользовавшись игрой слов, он назвал своего невольного участника исследования Нимом Шимпски.
Однако новое исследование предполагает наличие связи между письменным языком и более фундаментальными уровнями нашего мозга, означая, что нам нужно вновь обратить внимание на идеи Хомского. Исследование, опубликованное в журнале Королевского Общества Open Science, показало, что люди могут догадываться, какие звуки представлены буквами незнакомого алфавита намного лучше, чем можно ожидать от простого совпадения. Если у человека есть прирожденная способность понимать письмо, тогда, возможно, язык в общем смысле является фундаментальной чертой нашего мозга, в отличие от других выученных навыков.
Новое исследование рассматривает то, как работает наш мозг, когда мы пытаемся расшифровать композицию звуков. Что заставляет нас привязывать букву «К» к острому звуку, который она обозначает? Зависит ли это от физической формы, при которой острые концы выступают из прямой вертикальной основы? Затрагивает ли это визуальное представление что-то запрограммированное в нашей памяти наряду с универсальной грамматикой? Или, наоборот, мы просто были научены именно так интерпретировать букву «К»?
Нейробиолог Нора Туроман (Nora Turoman) из Швейцарии и экспериментальный психолог Сюзи Стайлз (Suzy Styles) из Сингапура провели ряд экспериментов, чтобы понять, почему буквы выглядят именно таким образом, и что формирует человеческое представление о звуках, которые они обозначают. Эксперименты включали демонстрацию отдельных букв из древних систем письма 98 сингапурским студентам и большой международной группе из 400 интернет-пользователей.
В обеих ситуациях участникам показывали незнакомые буквы из разнообразного ряда, состоящего из 56 алфавитов, представляющие такие звуки как «и» и «у». Задачей участников было догадаться, какая из букв обозначает каждый звук, и доложить это ученым.
Изначальные результаты исследования предполагают, что возможно действительно существует взаимосвязь между некоторыми письменными формами и звуками, которые они обозначают. Когда читателям показывали пару незнакомых букв, они гораздо чаще догадывались, какая обозначает какой звук, чем это было возможно при случайном совпадении. Это приводит к выводу, что некоторые характеристики звуков речи могут быть выведены из формы отдельных букв с помощью процессов, не включающих предыдущее изучение или опыт.
Некоторые могут заявить, что участники эксперимента просто полагались на ряд физических свойств, общих для всех языков. Однако это было бы верно только в том случае, если бы физические свойства всех алфавитов были одинаковыми, а это не так. Например, японский язык сильно отличается от арабского или латыни. Похоже, что нашем мозгу происходит некий более глубокий процесс, когда мы расшифровываем звуки по отдельным буквам.
Ученые полагают, что наши чувства вовлечены в сопоставление звуков речи и форм, которые должны их представлять. В частности, они считают, что возможна связь между тем, насколько детально написана буква в плане того, сколько потребовалось чернил, чтобы ее написать, и высота связанного с ней звука. В своих экспериментах они доказали, что чем более детальна была буква, тем выше была вероятность, что участники догадаются, что она представляет собой низкий звук «у».
Почему это важно?
Конечно, одно исследование не может стать абсолютным доказательством, и нужны дальнейшие изучения, чтобы подтвердить сделанные выводы. При этом оно позволяет предположить, что в согласии с теорией Хомского об универсальной грамматике, ассоциация между звуками и визуальными очертаниями букв может быть запрограммирована в мозгу у человека. Это делает данное исследование значимым по ряду причин. Во-первых, оно вносит важный вклад в область психолингвистики и в понимание того, как мы учим языки, как родные, так и иностранные.
Во-вторых, оно может привести к новым способам обучения грамотности, давая читателям лучшее понимание того, как связаны звуки речи и буквы на письме. В частности, это может помочь тем, у кого есть сложности с распознаванием отдельных букв в словах.
И, наконец, исследование может оказать влияние на то, чтобы редкие языки, на которых в основном разговаривают, можно было наконец перевести в письменную форму. Понимание визуальных свойств звуков речи может помочь развить новые системы письма, которые более близко представляют устную речь.
Если человеческий мозг действительно запрограммирован на определенные способы раскодирования самих слов, а не просто их грамматического порядка, тогда сила отдельных букв может быть гораздо большей, чем мы когда-либо представляли. Это исследование позволило нам совершенно по-новому взглянуть на связь, которая у нас есть не только с именами, но с буквами, которые придают им форму.
Источник: The Conversation
Автор: Paul Breen