У нас с женой никогда не было детей. Мы ближе всего подошли к опыту постоянной ответственности за человека младше 80 лет, когда в 2013 году наш 10-летний племянник приезжал к нам на летние каникулы.
Поэтому все, что я скажу о риске покупки для ребенка игрушки, соединенной с Интернетом, с моей точки зрения звучит полностью гипотетически, так как это совершенно не связано с годами личного опыта воспитания. Тем не менее, это новая проблема, и родителям следует о ней знать.
Последние несколько лет самым большим трендом на горизонте потребительской электроники стал Internet of Things (IoT) (Интернет Вещей). Теперь можно очень дешево соединить небольшие, недорогие девайсы с очень мощными вычислительными приложениями в Интернете.
Производители наперегонки пытаются продать свои IoT -приборы потребителям. Аналогия с золотой лихорадкой особенно подходит для рынка игрушек, который руководствуется сменой сезонов и различными новшествами гораздо больше, чем остальной бизнес электронных приборов.
Когда появился IoT, мы познакомились с рядом игрушек, которые подсоединяются к Интернету для той же цели, что и девайсы для взрослых: для отправки сообщений, записи видео, определения места положения, и так далее. Однако, когда взрослые используют оборудование, имеющее выход в Интернет, существует по крайней мере предположение, что они могут прочитать инструкцию и принять необходимые меры предосторожности, чтобы никакие посторонние лица не смогли эксплуатировать окно в их личную жизнь, которое открывает устройство, оснащенное технологией выхода в Интернет.
С детьми все обстоит иначе.
Недавняя история, опубликованная в газете Washington Post показала, что даже ФБР предупреждает покупателей в отношении «умных игрушек», соединяющихся с Интернетом. Вдохновленные отчасти историей о разговаривающей кукле, которую хакер использовал в качестве прослушивающего устройства, представители ФБР говорят, что родители должны с особым вниманием относиться к покупке игрушек, которые могут подключаться к Интернету.
Хотя я не знаю ни о каких преступлениях, которые были совершены таким образом, несложно представить себе подобную ситуацию. В то время как ваш маленький сынишка таскает своего динозавра с выходом в Интернет по гостиной, банда взломщиком может посмотреть, где в вашем доме выставлена бесценная коллекция брильянтов эпохи Луи XIV.
Еще более ужасный сценарий — если псих, помешанный на похищении детей или еще на чем-нибудь похуже, начнет разговаривать с вашей дочкой голосом ее куклы: «Я хочу тебя познакомить с моим другом. Он ждет за входной дверью. Мама же спит, да? Выходи погулять…» Звучит как сценарий ужастика, однако подобные технологии сегодня существуют.
Рекомендации ФБР, в основном, не вызывают удивления: чтобы узнать, есть ли у игрушки, которую вы хотите купить, проблемы с безопасностью, прочитайте о политике безопасности компании-производителя (если она есть), следите за тем, что делают ваши дети с этой игрушкой, используйте надежный пароль, не рассказывайте компании ничего, помимо необходимой информации, для того чтобы запустить игрушку, и тому подобное.
Эти советы могут показаться излишними, например, в отношении чтения соглашения о политике приватности. Во-первых, заручитесь помощью юриста, чтобы он мог вам ее расшифровать, если она написана также, как и большинство соглашений об использовании различных устройств. Что же касается слежения за тем, как ваши дети используют эту игрушку, хоть это и хорошая идея, но все же родители не могут находиться во всех местах одновременно, к тому же вы покупали эту вещь именно затем, чтобы дети могли играть самостоятельно, не прибегая к вашей помощи каждый раз, когда им станет скучно. По крайней мере, именно такое впечатление у меня сложилось по рассказам некоторых знакомых мне родителей.
Риск умных игрушек — всего лишь одна из дырок в швейцарском сыре, который представляет собой ограду, воздвигнутую родителями вокруг своих детей. Вот еще один пример подобной ограды из моего собственного детства, когда люди были людьми, а динозавры свободно бороздили земные просторы.
Мой отец всегда был очень высоким и мускулистым человеком, к тому же конфискация машин у очень несговорчивых должников — дело не для слабых духом. Поэтому в критические моменты, я уверен, он мог ругаться не хуже других. Однако до подросткового возраста я никогда не слышал от него ни единого бранного слова, даже тогда, когда я на своем трехколесном велосипеде врезался в лестницу, на которой стояло ведро с краской, вылившейся ему на голову (конечно, может быть он тогда выругался, просто я не понял).
Я к тому, что он всеми силами старался создать вокруг своих детей некий защитный пузырь невинности. Были сериалы, которые нам запрещалось смотреть, и журналы, которые нельзя было читать, даже тогда в далекие 1960-е. Конечно, тогда электронные СМИ только начали входить в дома, и единственными средствами были радио и телевидение.
Поскольку оба моих родителя отошли в мир иной еще до полноценного появления глобальной сети, я никогда не смогу узнать, какой бы была их реакция на Интернет. Однако достаточно сказать, что вряд ли у моего отца сложилось бы положительное впечатление.
В некоторые века детей превозносили и восхваляли, тогда как в другие, например, в наш, к ним относятся как к дополнительному, необязательному хобби для взрослых, вместо того чтобы считать их семенами в почву следующих 50-100 лет цивилизации. Нравится вам это или нет, дети в продвинутом индустриальном обществе вырастут в мире, где IoT для них — такая же рутина, как электрические лампочки для моего поколения. Основная роль родителей — это подготовить детей к жизни в мире, который их ожидает, и по возможности, сделать его немного лучше для них.
Однако сначала нужно, чтобы эти дети дожили до взрослого возраста. И несмотря на то, что вероятность того, что с вашим ребенком может случиться что-нибудь плохое из-за умных игрушек, невероятно мала, лучше побеспокоиться об этой проблеме заранее, если у вас растут дети. По крайней мере, нас предупредили об этом до того, как кто-то от этого пострадал.
Источник: MercatorNet
Автор: Karl D. Stephan