Фей-фей Ли (Fei-Fei) является ведущим специалистом по развитию искусственного интеллекта в Стэнфорде и Google и старается привнести больше разнообразия в эту сферу.
На своем посту директора Лаборатории ИИ в Стэнфорде, а теперь еще и главного ученого Google Cloud, Фей-фей Ли помогает подстегнуть революцию ИИ. Однако этой революции требуется больше людей. В интервью главному редактору MIT Technology Review Уиллу Найту (Will Knight) она рассказала о том, почему все будут в выигрыше, если сделать больший акцент на человеческой стороне данной технологии.
— Почему вы присоединились к Google?
Исследование передовых технологий в области ИИ приносит огромное удовлетворение и радость, нам посчастливилось своими глазами увидеть это большое пробуждение и великий момент в истории. Для меня очень важно думать о том, как ИИ повлияет на мир, и самой главной миссией я считаю демократизацию этой технологии. Облако — это гигантский вычислительный механизм, который предоставляет свои услуги всем остальным отраслям индустрии.
— Что вы уже знаете?
Нам нужно сделать эту систему человекоцентричной. Если посмотреть, на каком этапе сейчас находится развитие технологии ИИ, можно сказать, что она одержала большой триумф в распознавании схем и комбинаций. Технология сосредоточена в основном на выполнении задач, она не распознает контекст и не обладает гибким обучением, подобным человеческому. Мы также хотим создать технологию, которая улучшает жизни людей, делает наш мир безопаснее, а наши жизни — продуктивней и лучше. Все это требует наличие слоя коммуникации и сотрудничества на уровне человека.
— Как можно сделать ИИ более человекоцентричным?
В 1970-х была сказана очень хорошая фраза: «определение современного ИИ — это машина, которая может сделать превосходный шахматный ход в комнате, охваченной пламенем». Это говорит об ограничениях искусственного интеллекта. Если мы хотим создать более полезные машины в следующей волне исследований ИИ, нам нужно внедрить понимание контекста. Нам нужно запрограммировать его на абстрактное познание и мышление. Это — самые важные шаги.
— В Стэнфорде вы создали Visual Genome, базу данных изображений с множеством описаний и обозначений, которую можно использовать для систем ИИ. Является ли она сочетанием образов и языка, необходимым для следующего скачка?
Совершенно верно. Зрение и понимание языка являются краеугольными камнями интеллекта. Уникальность людей заключается в том, что эволюция наградила нас самой невероятной и сложной зрительной, моторной и языковой системами, и они все работают вместе. Visual Genome — именно тот проект, который расширяет границы понимания языка и восприятия образов. В конечном итоге мы также соединим это с миром роботов.
— Вы сказали, что в разработке ИИ должно участвовать больше женщин. Почему?
C искусственным интеллектом будет связано большое количество профессий, поэтому нам нужна огромная рабочая сила, а также более широкая база. Это экономический аргумент. Также существует множество исследований, показавших, что, когда сходится разнообразная группа работников, решения, которые они находят, являются более инновационными и креативными. Это двигает вперед новаторство. Однако это также хорошо с моральной и этической точки зрения.
Создавая технологию, которая будет очень важна для человечества, нужно вкладывать в нее ценности всех людей. Если ее разработчики не являются представителями все жизненных сфер, то она окажется очень однобокой. Я это говорю как специалист по технологиям, как исследователь и как мать. Я считаю, что об этом нужно говорить четко и громко.
Источник: MIT Technology Review