Парламент Каталонии принял декларацию о независимости.
Нет, не испугала Карлеса Пучдемона перспектива превращения Каталонии в страну независимую, но небогатую. Пусть большие и малые компании региона пачками меняют в регистрационных документах место “прописки” на города, расположенные в других местах Испании. По некоторым сообщениям, таких компаний уже больше 1300. А ведь это налоги, денежные потоки и рабочие места. Последний вопрос особенно важен для Испании, где уровень безработицы выше, чем в других государствах ЕС.
Когда 10 дней назад Пучдемон отложил введение в действие уже подписанной декларации о независимости, пресса стала писать, что каталонского лидера испугало бегство бизнеса. Как бы не так.
В годы распада Советского Союза мне приходилось видеть нескольких руководителей новых государств и общаться с ними в самый разгар событий, связанных с выходом из состава той или иной страны. С первым президентом Приднестровья Игорем Смирновым я разговаривал буквально на следующий день после стрельбы на плотине Дубоссарской ГЭС.
Под воздействием идей, овладевших политиком, судьба целой страны легко может пойти под откос, материальное благополучие народа стоящего на броневике “революционера” не тревожит ни разу. Народ — лишь средство достижения цели и реализации идей. “Народ нас поддержит”- уверенно говорят политики.
Пучдемон всю свою сознательную жизнь шел по пути продвижения национальной исключительности Каталонии и ее обособления от Испанского королевства. До цели уже рукой подать, а тут вариант сдаться. Не похоже, что он его примет.
Тем более, что решения Мадрида, действующего строго в рамках европейских правил, до сих пор не произвели никакого эффекта. Показательный арест руководителей Национальной ассамблеи Каталонии и организации “Всеобщая культура” Жорди Санчеса и Жорди Куишара, выступающих за независимость Каталонии, температуру не сбил нисколько. Лишь новые манифестации прошли в Барселоне и других городах региона. Их участники обвиняли центральное правительство в полицейском преследовании политических противников.
Так что Барселона и Мадрид последовательно шли к сегодняшнему дню. На протяжении всего последнего месяца мадридские власти, не совершая практических шагов, регулярно выступали с “жесткими” заявлениями (делая регулярные перерывы на выходные и праздники — это же святое). Барселонские власти мадридские заявления в свою очередь демонстративно игнорировали. Вот такая борьба на словах.
Но слова — не самое сильное место центрального правительства. Мадриду не удалось переломить течение самой важной битвы — пропагандистской. Проспав последние несколько лет, он попытался, конечно, усилить свое присутствие в интернете, но бессистемная работа и откровенный пофигизм значительной массы общества сделали свое дело. Ошибки нескольких лет исправить за месяц нереально. Ну, может быть, хотя бы после этого кризиса принцип no pasa nada (“ничего страшного”, “ничего не случилось”) исчезнет из списка правил испанцев.
Каталонский парламент принял декларацию 72 голосами “за”,
при 10 — “против и при 2-х бросивших пустые бюллетени. Противники отделения в очередной раз проявили феерические бойцовые качества и ушли из зала заседаний. Вообще, умение сторонников единой Европы “слиться” в критический момент, на мой взгляд заслуживает отдельного разговора. А ведь, вполне возможно, что прими они участие в дискуссии, результат голосования мог бы быть иным.
Разумеется европейские правоведы будут говорить, что голосование нелегитимно, так как в нем не принимала участие вторая половина парламента. И что? Кого из революционеров и когда беспокоили обвинения в нелегитимности их действий.
Революции, ведь, для того и делаются, чтобы нелегитимное вчера завтра стало легитимным. Довод о нелегитимности никогда не действует на улицу.
Сегодня испанский премьер успокаивает граждан обещаниями вернуть ситуацию в правовое поле. Уже через 40 минут после принятия каталонской декларации Сенат в Мадриде дает разрешение правительству на применение статьи 155 испанской Конституции, позволяющей отменить каталонскую автономию и включить режим внешнего управления регионом. Назначенное на вечер пятницы срочное заседание правительства Испании должно принять конкретные меры.
Но для реализации выданных чрезвычайных полномочий, похоже, у него не так уж много инструментов — армия да экономическое давление. По поводу экономического давления я уже высказался. А ответом на армию может стать способность Пучдемона вывести на улицу 1,5-2 миллиона человек. И хотя Евросоюз сказал, что кризис — внутреннее дело Испании, насилия ЕС не одобрит. Правила не позволяют.
Печально, что народ Каталонии уже сегодня — самая пострадавшая сторона. Бизнес уходит и продолжит уходить. Просто потому, что хоть ему и плевать на политику и идеологию, совсем не плевать на вопросы стабильности. Ушедшие компании не вернутся.
Отели Барселоны за месяц потеряли до 30% загрузки. Это еще можно списать на опасения туристов за свою безопасность, но вот 10% падение инвестиций — процесс долгоиграющий. Это только цветочки.
Будет независимость или нет, и какая она будет — это вопрос будущего. А вот денег становится меньше уже сейчас. И будет еще меньше.
Долги. Их придется выплачивать, даже если Каталония станет трижды независимой, а кредитовалась она очень прилично. Перехватить до будущего процветания будет трудно, да и желающих дать в долг нужно будет хорошо поискать.
Но эта же перспектива ждет Каталонию, даже если она останется в составе королевства. Испанский премьер давал понять, что вопрос экономических преференций для Каталонии больше не рассматривается. А через полгода и вовсе в планах Мадрида провести новый референдум на предмет переформатирования испанского государственного устройства. Чтобы, мол, больше никаких каталоний.
Впрочем, это только заявления. Впереди выходные и наступающие, в некотором роде необычные праздники — католический День всех святых (El Día de Todos los Santos) шумно совмещается с нечистой силой Halloween.
Испания… Ничего страшного. No pasa nada
А тем временем, болельщиков и даже тех, кто совсем не интересуется футболом, занимает судьба матча «Жирона» – «Реал Мадрид». Матч должен состояться в Жироне в воскресенье, но есть вероятность его переноса. Город Жирона — один из центров каталонских сепаратистов.
Автор: медиаэксперт, журналист Борис Зверев