Всемирный день доброты (отмечается во всем мире 13 ноября) — это 24-часовой праздник, посвященный добрым делам.
Со всех сторон нас вдохновляют совершать добрые поступки, например, сдать кровь, почистить общественную микроволновку на работе или записаться волонтером в дом престарелых.
Конечно, даже без всякого вдохновения доброта и бескорыстность широко распространены среди людей. Многие люди жертвуют на благотворительность, и в результате чувствуют себя гораздо счастливее. В царстве животных многие виды оказывают доброту, воздерживаясь от жестокости при решении конфликтов. Вместо этого они могут использовать сравнительно безвредные способы борьбы. Типичными примерами являются самцы крабов-скрипачей, которые во время борьбы за норку никогда не раздавливают тела друг друга своими могучими клешнями, гремучие змеи, которые никогда не кусают противника, или шимпанзе Бонобо, которые помогают незнакомцам без всякой просьбы.
Польза тому, кто является получателем этих проявлений доброты, понятна и так. Однако мотивация для совершения хороших поступков и альтруизма, казалось бы, противоречит дарвиновской теории эволюции, основанной на процессе естественного отбора, в ходе которого выживают только сильнейшие. Например, бескорыстное поведение бесплодных муравьев, защищающих свои колонии от опасных хищников, ставило проблему, которую даже сам Дарвин сначала считал «непреодолимой и по-настоящему фатальной для всей теории».
Как же эволюционировало доброе поведение, и почему в процессе естественного отбора оно не исчезло? Многие теоретики годами ломали голову над этим вопросом. Мы же далее приводим самые выдающиеся идеи, способные ответить на этот вопрос.
Объяснение доброты
Ранние подходы к решению этой проблемы со времен Дарвина и до 1960-х годов пытались объяснить эволюцию доброты гипотезой, что отдельные индивидуумы действуют сообща для блага своей группы или вида, вне зависимости от цены для самого себя. Эта «теория группового отбора» стала единственным объяснением на многие десятилетия, однако теперь к ней относятся скептически. Как взаимодействующие населения, которые предположительно выживали лучше, чем их современники, вообще эволюционировали?
Отчасти ответ на этот вопрос предоставляет недавняя теория бескорыстного гена, широко известная благодаря бестселлеру Ричарда Докинса (Richard Dawkins), так же называемая теорией «совокупной приспособленности», согласно которой естественный отбор считает плюсом доброту по отношению к нашим близким родственникам, похожим на нас и разделяющим наши гены. Помощь родственнику — это способ передачи копий наших собственных генов, который приносит пользу помогающему по мере его родства с получателем.
Однако это не объясняет доброту по отношению к людям, с которыми у нас нет общих генов. Поэтому в случае с неродными индивидуумами была выдвинута другая теория. Теория взаимного альтруизма продвигает идею: «Я почешу тебе спину, а ты почешешь мне», в результате которой обе стороны остаются в выигрыше. Если два неродственных лица по очереди будут проявлять доброту, они таким образом установят взаимоотношения взаимного сотрудничества, выгодного обоим. На самом деле, некоторые социальные эмоции, такие как вина, благодарность и симпатия могли эволюционировать именно для того, чтобы замечать и избегать уловок в этой системе, и таким образом образовывать двусторонние взаимоотношения, так необходимые для человеческой эволюции.
Как быть с незнакомцами?
При этом данная теория не объясняет доброту по отношению к незнакомцам, которых мы можем больше никогда не встретить. В подобных одноразовых взаимодействиях доброту можно продвигать через непрямую взаимность. Это происходит, когда мы видим, что люди по-доброму относятся к другим, и мы проявляем к ним доброту в ответ. Реальные доказательства предполагают, что люди более склонны помогать незнакомцам, если их доброе поведения будет кем-то замечено. В последствии, всех мотивируют иметь добрую репутацию через щедрое поведение, о которой узнают другие люди. Подобная репутация может вызвать расположение со стороны незнакомцев и таким образом принесет долговременную пользу.
Однако это не объясняет доброту в ситуациях, когда у людей нет наблюдателей. Для объяснения таких случаев предлагается концепция альтруистического наказания. Согласно этой теории, некоторые люди имеют заложенный инстинкт, который вызывает у них желание наказать недобрых или эгоистичных людей, подвергая их насмешкам или оказывая им открытое противодействие. Подобное наказание является «альтруистичным», потому что оно обеспечивает общественное благо, стоящее наказывающему временем, усилиями и возможным риском возмездия. Существуют доказательства альтруистичного наказания по широкому спектру населений и культур. Риск понести альтруистичное наказание таким образом служит социальным рычагом доброты, даже если никто не видит, как вы совершаете благое дело.
Все вместе, эти теории показывают, что доброта необязательно противоречит конкурентному процессу естественного отбора, выявленному Дарвином. Доброта — это рациональная эмоция. Однако не подрывает ли рациональность ее спонтанное проявление? Является ли доброта просто тщательно замаскированным проявлением эгоизма? Существует ли вообще альтруизм?
Хотя философские дебаты вокруг этого вопроса все еще продолжаются, полезно помнить, что вне зависимости от мотивации, акты доброты не только улучшают общественное благосостояние, но также помогают альтруистам чувствовать себя лучше. Возможно, это стоит помнить в Всемирный день доброты.
Источник: The Conversation