Испанский суд отозвал международный ордер на арест лидера сторонников каталонской независимости Карлеса Пучдемона. Это значит, что Испания больше не настаивает на выдаче главного индепендиста, вот уже несколько недель находящегося в Бельгии.
Еще вчера бельгийский суд назначал на 14 декабря заседание по рассмотрению требования Мадрида о выдаче мятежного каталонца, а тот в свою очередь заявлял об участии «на удаленке» в выборах нового состава каталонского парламента, намеченных на 21 декабря.
А сегодня погода переменилась, и Мадрид вдруг подобрел. Куда делись обвинения в мятеже и хищении бюджетных средств? Бог с ним, с мятежом, но хищения госбюджета в любой европейской стране относятся к разряду тяжелейших преступлений.
Что будет дальше? Вернется ли Пучдемон в Испанию и будет ли активно участвовать в политической борьбе? Лишь по этим, весьма косвенным признакам, нам придется догадываться о тайных пружинах, приведших в движение тугие на вид механизмы европейской бюрократии и повернувшие их в довольно неожиданную сторону?
Хотя, почему неожиданную? С самого начала события, связанные с провозглашением независимости Каталонии, напоминали неважно отрепетированную комедию положений. Во всех этих событиях слишком много неопределенного и странного. Странная, почти беспрепятственная подготовка к референдуму, странное при этом молчание и бездействие Мадрида, странная легкость, с которой Пучдемон уехал в Бельгию. Продолжение бойкой активности сторонников независимости в условиях действия 155-статьи испанской конституции, приостановившей автономность каталонской автономии, тоже смотрится неубедительно.
Вполне возможно, что на благодушие официального Мадрида подействовали результаты недавних опросов общественного мнения, говорящих, что в результате голосования 21 декабря индепендисты могут потерять большинство в парламенте Каталонии. По данным Центра социологических исследований, партии, боровшиеся за независимость, получат всего 66 — 67 мест из 135, тогда как в 2015 году их результат — 72 места. Мне представляется все-таки, что цитируемый опрос — весьма слабый повод для оптимизма. Реальные результаты могут быть совсем иными. К тому же возможное возвращение Пучдемона к активной политике способно легко изменить баланс сил.
В общем, не верится, что все дело в выводах социологов. Но и верить в наивное простодушие центрального испанского правительства тоже не получается.
Ничего не остается, как ждать дальнейших ходов участников этой странной шахматной партии. До голосования в Каталонии осталось две недели, и значит, у местных политиков нет времени на мягкую, незаметную «адаптацию» своих программ к новым условиям. Если изменения будут, мы их увидим сразу же.
Но это если игра идет на обычной доске. Любителей конспирологических тем, наверняка заинтересовало недавнее сообщение испанской газеты El Mundo о том, что правительство Каталонии часть расходов по организации референдума о независимости проводило в биткойнах для того, чтобы скрыть участие в нем третьих сторон.
В частности, в биткойнах, по материалам расследования Гражданской гвардии Испании (Guardia Civil), оплачивались технические услуги Amazon и Google по проведению голосования 1 октября. Amazon, якобы, получал платежи за электронную систему учета голосов, а Google — за систему Project Privacy Shield, обеспечивающую ее безопасность от DDOS-атак «и/или от контроля испанских властей».
Допустим, изложенное в статье El Mundo правда. Тогда самое интересное — не сумма, которую получили американские технологические компании.
Самое интересное узнать, откуда взялись эти биткойны.
Автор: журналист, медиаэксперт Борис Зверев.