Маршрут развития российских атомных технологий построен на столетие вперед. Сегодня портфель зарубежных заказов Росатома включает 33 блока в 11 странах мира, 22 из них – в стадии сооружения. Только до 2035 года Росатому предстоит строительство еще не менее 17 энергоблоков, в том числе плавучих и наземных малых станций, промышленных реакторов на быстрых нейтронах. Для реализации этих и других проектов в России и за рубежом до 2030 года необходимо более 350 тысяч квалифицированных специалистов. Выполнение этой задачи требует трансформации отраслевой системы подготовки кадров. О поисках новых технологий, процессов и подходов в области ядерного образования нашему агентству рассказал ректор Технической академии Росатома Юрий Селезнёв.
– Готова ли Техническая академия предложить траекторию развития ядерного образования в стратегической перспективе интересов Росатома?
– В 2023 году в Технической академии Росатома прошли обучение больше 26 тысяч специалистов. И число наших слушателей с каждым годом растет. Думаю, мы сможем поддержать эти планы.
Для образовательной поддержки стратегических проектов Росатома, Техническая академия сформировала интенсивную краткосрочную программу развития. Инвестиционный проект позволит обеспечить опережающую подготовку кадров по перспективным направлениям деятельности Росатома. В основу положен потенциал, накопленный Технической академией в области обучения по вопросам безопасности объектов использования атомной энергии, подготовки персонала зарубежных АЭС, образовательной поддержки международных проектов и новых высокотехнологичных бизнесов Росатома.
Сегодня академия полностью реализует обучение специалистов по технологии ВВЭР. Выходом на новый этап развития стала разработка системы подготовки персонала для опытно-демонстрационного энергетического комплекса на базе реактора БРЕСТ-300 в Северске. Техническая академия будет готовить персонал не только для больших АЭС, но и для инновационных реакторов.
Масштабным проектом нынешнего десятилетия может стать создание единого отраслевого центра подготовки персонала малой атомной энергетики для модернизированных плавучих энергоблоков Северного морского пути и наземных станций малой мощности, сооружение которых планируется в Якутии, Норильске и Мьянме. Это проект внешней экспансии Росатома, и он, безусловно, должен отвечать требованиям международного центра. Кроме этого, Атомэнергомаш разрабатывает проект оптимизированного плавучего энергоблока, который может функционировать в жарких странах. Американский проект АЭС с первыми малыми модульными реакторами, которые США планировали продвигать по всему миру, закрылся. Затраты оказались значительно выше запланированных. То, что там было в расчетах, у нас оправдано и работает.
– Какие задачи специалисты Технической академии вчера решали в режиме подвига, а сегодня – в ходе уверенной и ритмичной работы?
– В рамках инвестпроекта, реализованного в 2018-2022 годах, была создана мощнейшая современная база для обеспечения образовательной деятельности в атомной отрасли и выстроена система подготовки персонала АЭС, сооружаемых Госкорпорацией «Росатом» за рубежом. Сделаны ремонты, закуплено оборудование, введены в эксплуатацию тренажеры, разработаны учебно-методические комплексы, обучен персонал. Сейчас система работает в размеренном режиме: в Технической академии проходят подготовку специалисты строящихся станций в Бангладеш, Турции, Египте, Венгрии.
Параллельно мы находимся в режиме поиска – попытке отстроить систему опережающей подготовки персонала под новую атомную энергетику. Полностью трансформировали под это направление Московский филиал. Что значит отстроить проект? Пройти уже известный путь: люди, помещения, учебные материалы, тренажеры – все надо начинать с нуля. Тут подвиг никогда не кончится. Сама по себе атомная энергетика – эксплуатация – спокойная и уверенная работа. Но зарождается она в режиме подвига.
В декабре прошлого года Техническая академия заключила рамочный договор с АО «НоваВинд». Сегодня налажено регулярное взаимодействие с ветроэнергетическим дивизионом, проводится обучение. Сотрудничество с Российской ассоциацией ветроиндустрии позволяет изучать образовательные запросы в этой отрасли и расширять перечень учебных курсов. Свои образовательные услуги для новых рынков Академия представила в этом году на выставке возобновляемых источников энергии и электротранспорта РАВИФОРУМ.
Также с нуля разрабатывается система подготовки кадров для нового перспективного направления, связанного с переработкой и утилизацией промышленных отходов. Соответствующее соглашение мы заключили в январе с Федеральным экологическим оператором. Нововоронежский филиал подготовил инвестпроект по созданию центра подготовки сварщиков. Речь идет о высококвалифицированных специалистах, которые будут проходить аттестацию Ростехнадзора, чтобы быть допущенными к работе на объекте. В следующем году планируем начать строительство Многофункционального центра физической защиты. Проект готов и прошел экспертизу.
– Международная деятельность началась в Технической академии в 2010 году (тогда – ЦИПК) вместе с взятым курсом МАГАТЭ на помощь странам-новичкам. Сегодня тема подготовки персонала ядерной инфраструктуры вновь становится востребованной. С чем это связано?
– Большую заинтересованность в развитии технологий мирного атома сегодня проявляют африканские страны. Это еще раз подтвердил Второй экономический и гуманитарный форум «Россия – Африка», который прошел летом в Санкт-Петербурге. На полях форума Росатом подписал с партнерами из Африки пять соглашений, нацеленных на признание и внедрение атомных технологий и подготовку кадров. В рамках мероприятия Технической академией совместно с Российским университетом дружбы народов был организован молодежный форум «Ядерное образование как потенциал для успешного развития региона», который собрал более 350 молодых специалистов из России и стран Африки.
Сфера
атомной энергетики новая для африканских государств, и для ее построения, в
первую очередь, необходимо развивать ядерную инфраструктуру. Это
предусматривает сотрудничество в области
подготовки и развития кадрового потенциала. Техническая академия имеет большой
опыт проведения просветительской деятельности: с 2010 года порядка 5000
специалистов из 64 новых стран прошли обучение на совместных курсах России и МАГАТЭ
по различным направлениям использования атомной энергии. Сегодня Академия
имеет соглашения о сотрудничестве с четырьмя
Департаментами МАГАТЭ в области атомной энергетики, ядерных наук и применений,
физической ядерной безопасности и гарантий.
С учетом накопленного опыта мы планируем развивать идею создания Центра подготовки персонала ядерной инфраструктуры. Атомная энергетика для новых стран это не только электроэнергия, это стабильность, обеспечение устойчивого развития и укрепление суверенитета.
Поэтому страны, которые не могут себе позволить большую станцию, стремятся построить маленькую. Там руководители, даже на среднем уровне, имеют по 2-3 европейских образования. Они понимают, какой эффект дает мирный атом, и стремятся к знаниям. Помогая этим странам развивать собственные университетские программы в области ядерного образования, организуя курсы по созданию ядерной инфраструктуры, мы закладываем фундамент взаимоотношений между Россией и странами Африки в векторе развития атомной энергетики на соседнем континенте.