В августе этого года состоялась премьера новой экранизации романа «Бен-Гур», на сей раз в кресле режиссера сидел автор «Дозоров» и «Ёлок» Тимур Бекмамбетов.
Надо сразу сказать, что от «Бен-Гура» Бекмамбетова едва ли кто-то ждал откровений. Ведь теперь любая экранизация романа Лью Уолласа будет невольно подталкивать знающего зрителя к сравнению с шедевральной постановкой Уильяма Уайлера. Быть может, лет через тридцать кто-нибудь позарится на пересъемку легендариумов Толкиена и не избежит сравнений с фильмами Питера Джексона. В общем, как ни крути, сравнений не избежать.
Новый фильм о приключениях Иуды Бен-Гура (в нашем дубляже он «Джуда». Видимо, переводчики посчитали неуместным называть Иуду Иудой, ибо для нашего «православного зрителя» есть только один Иуда и имя его сугубо нарицательное) и его приемного брата Мессалы основан все на том сюжете, только с более вольной трактовкой. Обошелся «Бен-Гур» создателям в увесистые 100 миллионов долларов. Но в прокате пошел туго. С треском он не провалился, но в основное время не окупился. Всему виной отсутствие в картине настоящих звезд, которые обычно такие бюджеты и вытягивают. Едва ли заплетенный в дредды Морган Фримен мог спасти прокатную ситуацию. Хотя, стоит отдать должное, исполняющие главные роли Джек Хьюстон и Тоби Кеббелл смотрятся хорошо. Но нет имен ― нет проката. А в целом версия Бекмамбетова не так плоха, как о ней сейчас все говорят.
Минусы здесь есть. Минусы исключительно голливудские. Девушки сплошь красавицы. Иуда Бен-Гур щеголь каких поискать (чего только стоит его хиппистский внешний вид после того, как он стал профессиональным гонщиком на колесницах). Иисус ― просто красавец с обложек («Нет в Нем ни вида, ни величия» сказано в Писании). Возможно, потому, что авторами сценария выступили создатели сериала «Библия», сложилось впечатление, что сюжет писался для христианской аудитории. Как результат, фильм Бекмамбетова не о противостоянии, но подчеркнуто о прощении. Хотя здесь, вроде, зилоты активно борются с римлянами, а римляне в свою очередь строят на костях Колизеи, оправдываясь тем, что «просто денег нет». В фильме напрочь отсутствует трагедия, которая била через край у Уайлера (вспомните сцену в темнице). На колесницах гоняют все так же резво, но уже не так впечатляюще, как для 50-х годов прошлого века.
Картина должна пользоваться успехом у протестантов по всему миру, и они просто обязаны сделать ему кассу (нет сомнения, что именно они и сделали). Во всяком случае, радует, что фильм снят по-голливудски. Если бы Бен-Гура снимали в России, была бы куча набивших оскомину замедленных съемок (откуда вообще пошла эта мода?), пафосные ракурсы римлян, а роль Иисуса, скорее всего, досталась бы Даниле Козловскому.
Возложенные финансовые надежды Бекмамбетов не оправдал. Переснимать «Бен-Гура» не стоит еще лет 30. Доверят ли ему снимать еще раз дорогое кино? Неизвестно. Но деньги свои он отобьет, ведь скоро «Ёлки 5».